Сергей Новиков, «Быстрый центр»
Белорусская сборная в апрельской сессии евроотбора огорошила болельщиков контрастом впечатлений: сначала выиграла у чехов в гостях, а затем уступила им в Минске.
На связь с рулевым белорусов Юрием Шевцовым БЦ вышел сутки спустя после домашней неудачи — с намерением обстоятельно ее обсудить.
— У вас уже было время пересмотреть игру, добавить к оперативным оценкам какие-то новые наблюдения и заключения?
— Сразу скажу: времени не было. Понедельник провел в Национальном олимпийском комитете, там работал его исполком. Так что по-прежнему исхожу из наблюдений во время игры.
Ясно, что в настроении преобладает разочарование. Но, думаю, нет ничего аномального в том, что наша и чешская сборные поделили победы. Это две команды сопоставимого уровня — по подбору игроков, по их силе.
Хотя наш изначальный план был такой: взять четыре очка. В Чехии победили. Естественно, после этого в родных стенах необходимо было закреплять успех. И тогда мы, по сути, уже праздновали бы выход в финальный раунд. К сожалению, все не так. И мы очень расстроены.
— Обозначите причины неудачи?
— Команды, как уже сказал, примерно равны. Да и два матча были во многом схожи. Их исходы определяли детали.
В первом матче у соперников неудачно сыграли вратари, а нам в отдельных эпизодах помог Леша Кишов. И в целом я остался доволен игрой в нападении.
Во второй встрече мы лучше выглядели в защите, но хуже в атаке. И сильно повлиял на ход игры удачный выход чешского голкипера Гали в последние пятнадцать минут.
Еще у нас было неудачным начало. Не знаю, чем объяснить тот вал ошибок на старте. Потом мы долго догоняли соперника и в итоге достали. В этом помогла защита, которая стояла очень хорошо. Но только до середины второго тайма. А проблемы в атаке были весь матч…
— Откуда они?
— Не открою секрета. Говорю об этом на протяжении уже почти года. Нам снова не хватило голов Кулеша. Один мяч — это не то, что мы ожидаем от Влада.
Вспомните, какой была структура игры сборной, когда лидером в ней был Сергей Рутенко. Он постоянно и много забрасывал. На его активность реагировали, отвлекались соперники. Это оставляло больше игрового пространства для Артема Королька, Бори Пуховского, Димы Никуленкова и других ребят. Так обеспечивалась свобода атакующих действий.
Похоже строилась игра первый год после ухода капитана — до травмы Кулеша, когда много забрасывал уже он. И все нами восхищались. Сейчас этого нет. И в этом проблема. Считаю, во многом из-за нее над белорусским гандболом нависла туча, которую надо переждать.
— Но почему Кулеш слабо сыграл в обоих матчах против чехов? Ведь, судя по отзывам из Кельце, он уже набрал неплохие обороты в «Виве».
— Ну, это по отзывам из Кельце. Знай я причину его неважной готовности к играм за сборную, мы на это как-то реагировали бы. Возможно, Влад еще не набрал форму, которая сделала бы его в сборной таким лидером, как раньше. Но это было точно не то, чего мы от него ожидали.
Причем, если в Чехии на позиции левого полусреднего хорошо вошел в игру Вадим Гайдученко, то в Минске не произошло и этого.
— В подобных двухматчевых сессиях белорусам, как правило, лучше удавались вторые игры. Теперь вышла иная последовательность исходов, причем проиграли дома. Все это вызвало в среде болельщиков резонанс на грани панической истерии. Он, по-вашему, не гипертрофирован?
— Наверное, этот резонанс до меня пока не дошел. Сегодня в НОКе общался со многими знаковыми для белорусского спорта людьми. Все смотрели игру, переживали. Все так же разочарованы, как и мы. Но все говорили об этом с сожалением и сочувствием. Других оценок не слышал и не читал.
Чтобы давать оценки поражению, его надо проанализировать. Такой анализ всегда начинаю с себя. Отвечаю на вопрос: действительно ли все было правильно?
Несправедливо и неправильно спускать собак на отдельных игроков и делать виновными их. Ведь команда боролась. И тот же Влад Кулеш очень хотел достичь иного результата. Были моменты, когда игра у кого-то откровенно не шла, но указывать на это пальцем совсем не хочется.
Нужно разобраться в причинах неудачи и идти дальше. После победы в Чехии турнирная ситуация у нас была прекрасной, все было в наших руках. Теперь положение изменилась, но оно не стало безнадежным. Надо побеждать в гостях боснийцев, и все снова исправится.
— Внимательно, без отвлекающих эмоций, пересмотрел проигранный матч в записи. Укрепилось ощущение, что не было провала ни в плане на игру, ни в тактике. Но для успеха явно не хватило ментальной составляющей. Такие матчи выигрываются на злости и ненависти. А ваша команда была покладиста. Она вышла не на войну.
— Не вполне понимаю, что значит «выходить на войну». Не знаю, как сопоставить это ваше пожелание с ошибками, которые мы наделали. Были такие просчеты, происхождение которых объяснить просто не могу.
В некоторых эпизодах мои игроки поплыли. В некоторых нас умно раскручивали. Это говорит, что у нас по-прежнему не хватает опыта противостояния зрелым командам.
Повторюсь, у меня не было поводов упрекнуть кого-то в том, что он не боролся. Но, может, суть неудачи как раз в том, что ребята больше хотели воевать, чем сыграть с разумом? Что преобладало? Что помешало сыграть умно?
Почему так ошибались в начале игры? В Пльзене за весь матч совершили пять технических ошибок, а в Минске — четырнадцать. Для меня это более загадочно, чем ментальная неготовность, которую вы предположили.
— Десятилетиями, еще со времен славной игровой поры, в Беларуси складывалось представление о вас как о персонаже сугубо положительном и героическом. Сейчас, на фоне спада в результатах сборной, настроение меняется, особенно в среде молодых болельщиков, о прошлом не знающих вовсе. В отношении к тренеру Шевцову растет вал негатива. Это сильно на вас влияет? Мешает в работе?
— Если вы про активистов всевозможных форумов-чатов в интернете, до меня их мнение не доходит. Не читаю этого принципиально. Отношусь к таким высказываниям как к разновидности анонимок.
Сколько человек задействовано на этом интернет-фронте? Сотня-другая? Вообще-то в стране живет десять миллионов. И как-то получается, что там, где я бываю и общаюсь, встречаю отношение только заинтересованного сопереживания, сочувствия. Так на что мне правильнее ориентироваться?
Вообще-то в отношении к тренеру Шевцову все объяснимо. Когда его команда выигрывает, его все хвалят, иногда слишком. Когда он проигрывает — его критикуют. Иногда справедливо, иногда — не по делу.
В принципе тренер всегда виноват в проигрыше. И к критике я привык. Но всегда взвешиваю: кто критикует, из каких побуждений? На что надо ориентироваться? Прежде всего — на свою работу. Самому исправлять в ней то, что не удалось.
Думаю, не все в нашем гандболе так плохо, как сейчас кое-кто преподносит. За последние годы сделана молодая и перспективная команда. В ней сплоченный коллектив. Уверен, в следующем сезоне она станет сильнее. Сейчас у нас есть проблемы. И есть задача — снова стать на верный путь.
— Большое значение в этом смысле обретает июньская сессия матчей — против боснийцев и финнов…
— К ней будет вестись обычная подготовка. По мере приближения сбора уточним его режим. К примеру, пока не ясно, будут ли задействованы наши парни в лигочемпионском «финале четырех».
Задачу выхода на чемпионат Европы никто не отменял. Жизнь состоит из подъемов и спадов. Никакой катастрофы сейчас не случилось. Две объективно равные команды разделили поровну очки. Поочередно обрадовались и огорчились.
— С командой Боснии и Герцеговины вы тоже сопоставимы классом. Осенью она у белорусов выиграла. Так что осталось тоже по справедливости поделить очки. И так решить все насущные проблемы.
— На это и настраиваемся. Это нам по силам. Знаем, какие ошибки сделали в том минском матче против боснийцев, и поработаем над ними.
Фото: Александр Добриян, пресс-служба БФГ.