По окончании матча с болгарами перед журналистами выступил председатель Белорусской федерации гандбола Владимир КОНОПЛЕВ, который поделился собственным видением актуальной ситуации в отечественном гандболе, коснувшись и национальных сборных, и белорусских клубов.
СБОРНЫЕ
— Счет, с которым сборная Беларуси уступила словенцам, для нас неординарный. За последние три года мы не проигрывали так крупно ни России, ни Германии — там все решала пара мячей. Матч в Любляне требует особого разбора, но я ни Свириденко, ни Малиновскому, ни Бразинскому не могу предъявить никаких претензий. За несколько месяцев работы в сборной трудно что-то сделать. Я как руководитель федерации гандбола, так же как и все белорусские болельщики, был удручен тем, как команда выступила в Словении. Но у каждой команды случается осечка. А здесь пошли разговоры о том, что игра была сдана. Однако я полностью верю тренерам. У нас хороший микроклимат в мужской сборной, поэтому это пустые разговоры. Просто словенцы были сильнее.
У меня есть замечания к тренерам, прежде всего клубным, ведь они на протяжении года работают с игроками. И в адрес тех наших функционеров от гандбола, которые стараются, чтобы у нас не было нормативов физподготовки по ходу сезона. «Переходим на западный образ жизни». Чтобы на него перейти, товарищ Свириденко или господин Свириденко, нужно сначала научиться играть так, как в Европе, а потом будем и готовить игроков так же. То, что у нас осталось лучшее от Советского Союза, когда вы сами становились олимпийским чемпионом, нельзя перечеркивать. Ползаете как блохи по площадке! Сегодня в кулуарах, довольный итогом первого тайма (хотя как довольный — другого результата никто и не ждал), среди специалистов, где находился и Спартак Миронович, сказал: «Вот если бы наши так играли против словенцев!» На что Спартак Петрович сказал: «Нет, нужно было, чтоб сборная Словении против нас играла, как болгары». Он умный человек и сразу сделал соответствующие выводы. У нас есть много недостатков, над которыми нужно работать. Это не тот состав сборной и не та подготовка, с которыми можно спокойно выходить в финальную часть топ-турниров и выполнять те задачи, которые поставлены государством и федерацией: участие в Олимпиаде-2012. У нас нет игроков, которые забрасывали бы с 11 — 12 метров, а наши вратари пропускают мячи с такой дистанции. Семиметровые постоянно не реализуются. А чья это работа? Тренеров. Начиная от школьных и до национальной сборной. Проблем очень много, но критиковать легче, чем приводить это в исполнение. Я всегда добивался прозрачности в отношениях между игроками и тренерами, тренерами и функционерами, и думаю, что это у нас получается. Так будем и дальше работать, и думаю, что сборная Словении — это не тот предел, который мы не сможем преодолевать в ближайшие годы.
Однако в целом тренерской работой — не только в национальной сборной, но и в клубах — мы не полностью удовлетворены. 19 июня состоится исполком, на который будут вынесены самые острые вопросы, приглашены все лучшие специалисты от гандбола, и за «круглым столом» обсудим, как нам жить дальше. Пока же работу тренеров я оценю на «тройку» по пятибалльной системе.
Как решать проблемы? Очень важно то, что к нам в Беларусь сейчас едут как игроки, так и тренеры. Вернулись Свириденко, Малиновский — это для нас знаковое событие. Ведь, как и в других видах спорта, в гандболе случился разрыв между поколениями. У нас мало тех, кто остался от СССР: многие уехали или ушли из спорта. Поэтому мы держимся за каждого человека. Думаю, сейчас главная задача — найти нескольких игроков 18 — 19 лет, которые были бы не менее чем двухметрового роста. У нас большая проблема с задней линией. А остальное, я думаю, мы решим.
Сегодня важный матч играет и женская сборная. Я не могу предъявить девушкам никаких претензий, ведь все понимают, что за соперник сборная Румынии. В первом матче мы им достойно проиграли. И перед отъездом в Бухарест я попросил их сыграть так же, как и дома. Но общая беда как мужских команд, так и женских — плохая психологическая подготовка. Мы уверовали, что румынки сильнее нас, или словенцы с немцами… Это вина тренеров, вина тех учебных заведений, которые готовят специалистов. А по физическим данным, по опыту наша женская команда сейчас лучше мужской. Есть гандболистки, уже много поигравшие, есть перспективная молодежь, они могут прекрасно играть и выходить в финальные части любых топ-турниров, вплоть до Олимпиад. Но хромает психологическая подготовка. В этом плане у меня к Шароварову большие претензии, но лучшего тренера у нас нет.
И сейчас растет хорошее поколение — на базе «Аркатрона», других клубов. Посмотрим, что будет дальше.
КЛУБЫ
— За последние три года мы создали два новых клуба — «Машеку» и «Динамо». Минчане сразу же стали чемпионами — это очень хорошо. Но сложилась ситуация, когда первое место разыгрывают только «Динамо» и БГК. Поэтому в этом году мы хотим найти финансы, чтобы усилить СКА, чтобы по бюджету он сравнялся с лидерами. Тогда и в этот клуб пойдут сильные игроки, и если конкуренция в чемпионате будет между тремя командами, это уже лучше. А тут и «Машека», и ГГК на пятки наступают. Первостепенная задача — поиск денег. Но в связи с финансовым кризисом многие спонсоры урезали размеры помощи. К сожалению, не вижу большого движения навстречу, кроме создания классов в суворовском училище — от Министерства обороны. «Динамо» и БГК помогать не надо, а вот поддержать СКА, «Машеку», другие клубы необходимо.
В следующем сезоне в еврокубках могли участвовать 10 белорусских команд, однако по два мужских и женских клуба отказались. Думаю, Министерство спорта еще не анализировало, как оказывается помощь гандбольным клубам в рамках президентского указа о поддержке гандбола. А сделать это необходимо, и, возможно, вместе с определенными контролирующими органами. Конечно, отказ от еврокубков — это большое безобразие. Мне уже надоело воевать с отдельными руководителями того же «Машеки». По Гродно и Бресту у меня никогда не было замечаний, и случай с «Городничанкой» — исключительный. Без всяких предупреждений она вдруг отказалась от этих соревнований. Ведь когда выступают 10 клубов, рейтинг Беларуси, несмотря на результаты команд, повышается. Отказ — это плохо. Но и сильно ругать их я не могу, ведь знаю, насколько сложно сейчас выбивать каждую копейку. Когда в федерации были деньги — а сейчас мы «на нуле» — мы помогали и «Друти», и «Машеке», и Новополоцку, и другим… Ведь местные власти не могли раскачаться по указу Президента, их нужно всегда подталкивать, критиковать. Так что, думаю, всем руководителям федераций нужно инициировать проверку того, как исполняются указы о поддержке своих видов спорта. Но есть и другая сторона медали: чтобы клубам лучше платили деньги, нужно лучше и играть. Когда игра безлика, «без мозгов», на нее никто не хочет ходить, то и платить никто не стремится. Трудно, но в следующем году такого массового исхода мы постараемся не допустить.
Александр АБДУЛХАКОВ, Спортивная панорама