Гандбольная сборная нынче в фаворе — команда пробилась на чемпионат мира. Перед началом отбора на Евро Goals.by сходил на кофе с одним из лидеров сборной и минского «Динамо» — Дмитрием Никуленковым. Главный ныне разыгрывающий страны, приехав как раз с тренировки, рассказал о «доброжелателях», легионерском периоде карьеры, «Барселоне» и Барселоне, конфетах «Цмокi» и госэкзаменах.
— Как обстановка в команде?
— Да всё отлично! Все рвутся в бой.
— Давайте сначала немного пройдемся по основным вехам сезона. Три очка на счету «Динамо» после четырех матчей в Лиге чемпионов — это много или мало?
— Достаточно, я считаю. Хотя по игре мы были достойны большего. Могло быть и шесть, и восемь. Изначально даже сами не верили, что сможем побороться и в Берлине, и в Барселоне.
— Не раз «Динамо» теряло по ходу матча солидный запас. Все-таки в этом больше психологии? Кажется, пресловутый опыт уже должны были заиметь…
— Не могу объяснить этого. Много обсуждали это с командой, но к какому-то единому решению не пришли. Решили собраться после матчей сборных, посмотреть все игры и разобраться, что с нами происходит. Не думаю, что это психология. Возможно, кто-то устает, поэтому совершаются глупые и нетипичные ошибки, причем несколько раз подряд.
— В последней десятиминутке матча в Барселоне коленки не задрожали от предвкушения попадания в историю?
— Да ничего не дрожало у нас :). Просто сами совершили несколько ненужных потерь, вот и все.
— В межсезонье «Динамо» покинули ваши партнеры по сборной Беларуси Шилович, Титов, Пуховский, из-за чего их места пришлось заполнить легионерами. Как ни крути, СКА для них — это шаг назад. Как вы смотрите на ситуацию?
— Ну что ж поделать, такова спортивная жизнь. С этими ребятами мы отыграли вместе четыре года, понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда. В спорте всегда так: кто-то приходит, кто-то уходит. С этим просто нужно смириться. Надо расти, сыгрываться с новыми людьми. На первых порах нам непросто, но потихоньку мы находим общий язык с новичками. Все еще впереди.
— У вас, кстати, были какие-нибудь варианты?
— У меня переподписан контракт с «Динамо» на два года, поэтому я как-то ни о чем таком не задумывался. Были какие-то разговоры, но ничего серьезного.
Если честно, я уже вышел из того возраста, чтобы куда-то срываться и ехать. Мне и дома хорошо :). Тем более — семья, двое детей… сами понимаете.
— Летом случилось главное достижение мужского гандбола за последние много лет — выход на чемпионат мира. Первая мысль после победы?
— Находясь в сборной, мы живем в одном номере с Сергеем Шиловичем. И, если честно, до игры мы долго репетировали то, как будем праздновать: как мы красиво обнимаемся, танцуем на камеру :). Репетиции прошли хорошо, и все задуманное мы потом сделали.
Если серьезно… Мы очень долго к этому шли, и в этом году выпал реальный шанс пробиться наконец на чемпионат мира. А после игры было какое-то опустошение. Вроде бы и наслаждаться нужно… Но потом мы нашли способ, как порадоваться победе… 🙂
— Есть мнение, что нам сильно повезло с жеребьевкой, а грядущий отбор на ЕВРО покажет, на что действительно способна команда. Согласитесь?
— Это мнение пессимистов. Я много раз слышал такое. Часто встречаю таких людей, которые все время желают нам неудач: чтобы сборная где-то упала, «Динамо» где-то поскользнулось. Даже не знаю, как таких людей назвать.
— Недоброжелатели?
— Я бы лучше сказал — доброжелатели в кавычках. Повезло? Так надо радоваться, что повезло. Потом говорили, что у словаков кто-то не играл, травмировался. Ну так чьи это проблемы? Наши? Давайте вспомним, как у нас полкоманды поломалось и мы Кипру проиграли. Почему тогда никто не говорил, что не повезло? Так что к таким вещам я спокойно отношусь. Вышли — и молодцы.
***
— Наряду с Бабичевым и Рутенко вы в «Динамо» со дня основания клуба. Не страшно было в свое время ехать в абсолютно новый клуб?
— Страшновато. Не то чтобы очень, ведь до этого я четыре года отыграл за границей. Часто тогда созванивались с Денисом Рутенко (он в Словении играл). Думали: «Ну что? Ехать — не ехать? Что делать? Что за клуб это будет? Людей ведь еще нету, 8 человек всего». Но все-таки решился. Жена к тому же настояла, захотела домой вернуться, поближе к родне, к друзьям. Все-таки дома приятнее играть.
— Главное, что вынесли за польский период карьеры?
— Много чего вынес. На самом деле, там очень тяжело. Прежде всего, психологически, морально. Нужно быть очень сильным человеком и вне площадки. За 4 года в «Виве» сколько человек поменялось? Кто-то приезжал и чуть психологически давал слабину — все, на выход. Но этот опыт очень серьезно укрепил меня как человека.
— Вы — капитан «Динамо». Что для вас значит такое звание? В чем проявляется капитанство?
— Как и в каждом виде спорта — нужно быть лидером. И на площадке, и вне ее. Уметь сплачивать людей. Вот пришли новые гандболисты: надо им помочь адаптироваться. Чтобы не было так: четыре человека в одной кучке, четыре в другой и так далее. Такого не должно быть, это сразу разваливает команду. Так что приходится над этим поработать. Капитанская повязка? Не хочу выделяться из толпы.
— Каково это, когда по левую руку от тебя играет Сергей Рутенко?
— Отлично, что сказать. Чувствуется большой мастер. Сейчас у нас уже вырисовывается какое-то взаимопонимание. Сразу, когда он пришел в команду, смотрели на него, как на бога, человека с другой планеты. Сейчас уже все в порядке. Когда Сергей есть на площадке — это огромный плюс для нас. На него может навалиться три-четыре человека, нам же остается только голы забивать.
— Белорусский гандбол ожил с приходом Владимира Коноплева. Какой он в общении с гандболистами?
— Вполне свободный человек. Настоящий, твердый мужик. Который может и прикрикнуть, и пошутить когда надо.
— Вообще, не кажется ли вам, что гандболу в стране уделяется меньше внимания, чем он того заслуживает?
— В последние годы ведь дела в этом плане налаживаются. Это раньше было, что играли за 20 долларов, почему многие и уезжали. А сейчас чувствуется, что дела в гандболе нормализуются. Вышли со сборной на чемпионат мира, «Динамо» неплохо сражается в Лиге чемпионов. Даже «Барселону» могли зацепить. Конечно, это был, наверное, один шанс из тысячи, но тем не менее. Все становится на ноги.
— Как-то вы сказали, что ваш образец для подражания — Ивано Балич. Ходили слухи, что он может перейти в БГК. Вы бы обрадовались такому трансферу?
— Было бы прикольно. Но, считаю, приезд такого игрока пока нереален, сколько бы денег ему ни предложили. Насколько я понял, он просто набивал себе цену такими слухами. И набил, наверное, раз перешел в «Атлетико». Хоть он уже не мальчик, порох у Ивано еще есть. До сорока он будет играть точно. А потом, может, и переедет в Брест :).
— Вы большой любитель креативных вещей на площадке. До сих пор перед глазами ваш гол датчанам броском по земле. На тренировках отрабатываете такие штуки? Или, например, передачи в линию из почти лежачего положения, — это экспромт?
— Ну, передача в линию из положения лежа — это точно экспромт :). А броски, конечно, отрабатываю. Я ведь невысокий гандболист, поэтому нужно уметь придумывать что-то хитрое, броски с опоры в первую очередь. И даже броски по земле. Я просто в боулинг люблю играть :).
***
— Какое ваше любимое место в Минске, кроме дома?
— Наверное, кинотеатр какой-нибудь. С друзьями, бывает, на дискотеку выбираемся. Не буду говорить, какая любимая, а то мало ли :).
— Самая запомнившаяся страна, в которой пришлось побывать?
— Многие говорят, мол, вот, вы столько ездите. Но что мы там видим?
— Это как раз следующий вопрос :).
— Во-во. А так зал, гостиница… Ну, может, церковь какую красивую увидим. А что запомнилось? Наверное, все же Испания, Барселона. Я там какое-то время пробыл, когда операцию делал. Очень красивый город, и тепло, и море рядом — красота.
— Магнитики не собираете? 🙂
— Собираю :).
— Если бы точно знали, что 21 декабря случится конец света, как бы провели оставшееся нам время?
— Потратил бы все сбережения :). С детьми все время провел бы. Гандбол бы точно бросил. А еще давно хотел в Австралии побывать, так что взял бы жену и детей — и рванул.
— Самый смелый поступок, который вы когда-либо совершали.
— Самый смелый? У меня все поступки отличные, даже не знаю.
— Кино-музыка-книги. Ваши предпочтения?
— Интернет :). Бывает, прочту какую-нибудь интересную книжку. Например? Жюля Верна очень люблю. На айпэде очень удобно читать. Но досуг вообще чаще в Интернете проходит.
— В сборной фамилии игроков на майках пишут на белорусском. Какие у вас отношения с мовой?
— Если честно, почти не знаю ее. Мои родители — россияне, которые переехали в Беларусь. Поэтому в школе были проблемы с этим. Не понимал какие-то слова, а дома никто помочь не мог. Так что в школе у меня тройки только по белорусскому языку и литературе были.
— Недавно ведущий баскетбольный клуб страны переименовали в …
— А, «Цмокi-Чмокi»? 🙂 Да, слышал. А что это вообще такое?
— Дракон, белорусский мифологический образ.
— А-а. Я даже не знал. Странное название :). А я думал, это конфеты какие-то :).
— А если бы «Динамо» так переименовали?
— В «Цмокi-Чмокi»?
— Да не «Цмокi-Чмокi», просто «Цмокi» :).
— Ну, я бы смеялся целый день, если бы мне принесли майку с таким названием :).
***
— Ваша жена – бывшая гандболистка Наталья Артеменко. Чем она сейчас занимается?
— С детьми, дома. У нас подрастает дочка, ей полтора года. Через год она подрастет, и жена, наверное, пойдет на работу.
— На площадку она, глядя на мужа, не рвется?
— Нет, это законченный роман. Тем более у нее долго были проблемы с коленями. Хотя она всегда играла с удовольствием, и очень неплохо. Но сейчас здоровье уже не то.
— По-прежнему считаете, что гандбол — не женское дело?
— Да, конечно. Я всегда жене говорил: «Ну, что вы там играете? Это же мужской спорт, серьезная борьба, там же драться надо».
— Какое будущее видите для детей?
— Только не спортивное. Хотя… Я сыну говорю (ему 5 лет): «Пойдешь в футбол, хоккей играть?» А он: «Нет, пойду на пианино». Главное, чтобы людьми хорошими росли. Добрыми во всех отношениях.
— На игры семья ходит?
— Да, повадились в последнее время. Сын даже команды запоминает. А когда я сажусь на скамейку, после игры говорит: «Папа, ну что это такое? Почему ты сидишь? Иди играй!» 🙂
— Вы ведь учились в БНТУ. Удалось закончить образование?
— В БНТУ мы с Юрой Громыко отучились всего год и поняли, что это не наше. На очном учились, даже с тубусами такими большими ходили. Но тяжеловато там, конечно. Подвернулся вариант с «нархозом», его мы и закончили. Там мы учились на заочке. Но в БГЭУ нам, конечно, помогали. За два дня всю сессию сдавали.
Пришли на госэкзамен. «А, это вы — Никуленков и Громыко? А мы вас ни разу не видели» :). Весело было, в общем.
— Ну все, в принципе, спасибо за интервью.
— А что, с кем я дружу, не будете спрашивать? 🙂
— А что, очень хотите рассказать? 🙂
— Да мне сегодня весь мозг выели, просили про них как-нибудь упомянуть. Дружу я с Серегой Шиловичем, Пашей Атьманом, Денисом Рутенко. Старая гвардия. Вот.
…Напоследок Дмитрий живо заинтересовался аппаратом нашего фотографа Насти.
— Я вот тоже себе купил недавно.
— Ну, вот закончите карьеру, возьмем вас к себе в фотографы на Goals.by.
— Так я ж как эксперт, смогу одновременно и интервью брать, и фотографировать :).
На том и порешили.