Сергей Новиков, газета «Прессбол»
Воскресным вечером он вместе с “Барсой” рубился в лигочемпионском четвертьфинале против “рейнских львов”. А этот разговор с Сергеем РУТЕНКО состоялся накануне его вылета в Германию. Не хотелось совсем уж далеко откладывать поздравления лучшему белорусскому гандболисту с досрочно завоеванным титулом чемпиона Испании — уже седьмым.
— Виртуально жму руку и хлопаю по плечу. Главное, что надо сказать про нынешнее ваше чемпионство?
— Оно отличается от всех прежних. В этом сезоне попали в совершенно новую турнирную ситуацию. В связи с банкротством мадридского “Атлетико” в принципе пропала конкуренция. Еще по ходу турнира заговорили, что мы чемпионы. Но это были слова, а дарить нам титул никто не собирался. Ведь в Испании достаточно боевитых команд, которые и без выдающихся игроков, и без длинной скамейки всегда стараются бороться насколько это возможно. Думаю, самое большое достижение “Барселоны” в этом сезоне — то, что мы ни разу за весь чемпионат не позволили себе никаких послаблений. Команда постоянно сохраняла здоровый тонус.
— В Испании вы выиграли все матчи до единого.
— Остается еще финальный раунд Кубка короля в первый майский уик-энд. Надеюсь, продолжим в том же духе.
— Новая ситуация, о которой ты сказал, облегчила вам жизнь на внутренних фронтах. Но она ведь могла и осложнить подготовку к Лиге чемпионов.
— Классический пример палки о двух концах. С одной стороны, тебе недостает соревновательного ритма на уровне конкуренции, сопоставимой с главным еврокубком. Но с другой — появляется больше времени для восстановления, подготовки и достижения оптимальной формы к важным матчам. Думаю, нас выручает фактор сборных. Почти у всех игроков клуба, помимо клубных контрактов, есть обязательства перед национальными командами. Это дополнительная мотивация, стимул для работы. Похожая ситуация была у меня в “Целе” десять лет назад. В Словении тогда распался клуб “Пруле” — наш главный конкурент. Мы легко выиграли чемпионат страны и пребывали в отменной форме. Ее хватило даже для победы в Лиге чемпионов. Напомню, этого никто не ждал. Отсутствие конкуренции, конечно, может сыграть и негативную роль. Но надеюсь, что это не наш нынешний случай.
— В начале апреля ты не смог сыграть за сборную на турнире в Люблине…
— На одной из клубных тренировок в “двустороннке” упал и подвернул ногу. Честно говоря, сразу сильно испугался — что-то хрустнуло в колене. Потом обследование показало растяжение связки, которая крепится к мышце, расположенной вдоль голени. Думал, быстро восстановлюсь. Но за клуб не играл почти три недели. Переживал, что так долго. Хотя врачи сказали, что мне еще повезло. Если бы случился надрыв, то пришлось бы делать операцию. А так обошлись без нее. Клубные руководители и медики просили вообще не ехать на этот раз в сборную. Но нам с Юрием Анатольевичем Шевцовым удалось с ними договориться, меня отпустили. Однако дал обещание, что польский турнир пропущу. Тем более что на последней минской тренировке усугубил повреждение. Любимый брат наступил на ногу, и я подвернул тот же голеностоп. Сейчас потихоньку поправляюсь. Болевые ощущения остались, но можно терпеть.
— Следил за играми сборной в Польше?
— Увидеть картинку в интернете не получилось. Узнавал результаты, читал тренерские комментарии, переписывался с Денисом. Но это скудная информация. Ее мало, чтобы решаться на публичные оценки.
— В те же апрельские дни “молодежка” во Франции завоевала путевку в финальный раунд чемпионата Европы.
— Знаю. Здорово! Очень рад, что ребята прошли дальше. Желаю им не тушеваться, дерзать. Собственно, для этой смены мы сейчас и готовим плацдарм.
— Нигде не встречал твоих отзывов на приключившийся в конце зимы динамовский коллапс.
— Наверное, это неплохо, что в те дни до меня никто из вашего брата не дозвонился. Было бы тяжело что-то комментировать дистанционно, не имея достоверной информации. А сейчас скажу просто: того, что случилось, к сожалению, уже не исправить. Мне кажется, теперь надо заострять внимание не на печальном исчезновении “Динамо”, а на поддержке национальной федерации. Времена наступили непростые, но нужно продолжать движение вперед, развиваться. Вон как много у нас приятных тем для обсуждения даже в таком рабочем разговоре. Это тоже заслуга руководителей нашего гандбола.
— В нем сейчас кардинально изменилась клубная конфигурация: все лучшие силы собраны в Бресте.
— Здесь есть и позитив. Руководство БГК много делает не только для своей команды, но и для федерации. Надеюсь, теперь такие отношения станут только укрепляться. Довелось посмотреть трансляции двух матчей брестчан в SEHA-лиге, в том числе финального. Заметил, как много игрового времени дается ребятам из нашей национальной сборной. Мне кажется, мешковцы близки к золотой середине при сочетании в составе легионеров и белорусов. Желаю им продолжать в том же ключе. Результатом будет польза и для сборной, и для клуба.
— Оцени финальный матч БГК против “Вардара”.
— Очень переживал за ребят. По мне, они играли лучше, чем соперник. “Вардар” в принципе ничего сверхъестественного не показал. Он просто умнее распорядился шансами в ключевых моментах. Но я видел, что у брестчан горели глаза, они очень хотели победить. Наверное, это состояние и сыграло с ними злую шутку. Было пару ситуаций, когда можно было отрываться в счете и, увы, не забрасывались нужные мячи. Но ведь заметен рост команды. Она движется в верном направлении. И важно теперь, чтобы следом потянулись другие наши клубы. Достойной конкуренции Бресту снова недостает.
— Как, по-твоему, выглядел в финале Денис?
— Ой, не люблю комментировать игру брата. Выглядит нарочито.
— Но ведь в этот раз он дал законный повод для похвалы.
— Хорошо. Соглашусь с таким мнением.
— Какие мысли вызвала у тебя недавняя жеребьевка групп евроотбора?
— На мой взгляд, неплохой жребий. У нашей сборной высокие шансы выйти из этой группы в финальный раунд. Хотя довелось узнать мнение боснийцев…
— У Шарича?
— Ну да. Сам Даниел выступать за сборную не собирается. Но общается со многими игроками. Так вот, они тоже радуются и говорят о хороших шансах на выход в финал. Оно в принципе и неплохо. Нам это надо принять к сведению и использовать как дополнительный источник задора и запала. Ясно, что сейчас от нас потребуется больше, чем года три назад. А наша команда находится на таком уровне, что способна доставить проблемы фаворитам, но в то же время плохо сыграть против соперника, которого должна побеждать согласно рейтингу. К играм квалификации всем нам важно подойти живыми и невредимыми, максимально собранными.
— Ничего не сказано про литов- цев и датчан.
— Против литовцев давно не играл. Это наши соседи. Знаю, что с ними у нас тесные контакты. Поэтому оценкой их сил и возможностей лучше интересоваться у белорусских специалистов. А говорить о датчанах излишне. Это команда того уровня, к какому нам только хочется прийти. Она в группе, конечно, фаворит.
— А что твоя балканская разведка доносит касательно настроения черногорцев на июньский нокаут-раунд чемпионата мира?
— Периодически справляюсь об их кадровой ситуации после смены тренера. Интересно разобраться, почему сняли Зорана Кастратовича. Хорошо с ним знаком, мы общались на чемпионате Европы. Он рассказывал, что в команде хорошая обстановка. Но вот случилась отставка. Любомир Обрадович, который теперь назначен главным, насколько знаю, тренер суровый. При нем всегда много работают и над тактикой, и над “физикой”. Говорят, что против нас точно сыграет Мелич, левша из “ПСЖ”. Касательно других известных черногорских игроков вероятность — пятьдесят на пятьдесят. Нам в любом случае надо настраиваться на тяжелые матчи и не забывать, что в двух последних отборах черногорцы выбили сначала шведов, а потом немцев. Если у нас и есть какое-то маленькое преимущество, то оно в том, что вторую игру проводим дома. Но все равно будет нелегко.