Сергей МОРДАСЕВИЧ, Александр ШИЧКО (фото), газета «Прессбол»
На вопрос, чего — хорошего или плохого — было больше в белорусском гандболе в уходящем году, ответить несложно. Конечно, хорошего! Хотя и плохого тоже хватало. Pressball.by суммирует позитив и негатив и представляет итоги гандбольного 2014-го в оцифрованном виде.
12 — такова позиция нашей мужской сборной в итоговой классификации январского чемпионата Европы. Могло быть и хуже: все-таки задачу-минимум по выходу в основной раунд еще необходимо было решить. Могло быть и лучше: парням Юрия Шевцова категорически не удалась концовка — отдельно взятого адреналинового матча с поляками и всего топ-турнира в целом.
Датский еврофорум слегка отрезвил нас после опьянения успехами квалификации, где белорусы грохнули самих исландцев и словенцев. Оказалось, уровень, при котором бой топовым командам мы способны давать всегда и везде, пока еще не освоен. Это не катастрофа. Это важное знание, которое мы затвердили вновь. Впрочем, если по следам того чемпионата у кого и затаилась обида на коллектив, она быстренько забылась уже после следующего же успеха.
3 — столько завоеванных путевок на топ-турнир теперь в активе Шевцова и его учеников. Последняя была выхлопотана в июньском плей-офф с черногорцами и оставила ощущение «запрограммированного счастья». Отбор на большие соревнования все больше входит для наших гандболистов в привычку.
Есть третий подряд топ-турнир!
А цифра 3 отсвечивает для нас позитивом и с другого ракурса. Ведь именно столько белорусских сборных причастились в отступающем году к топ-турнирам. Помимо национальной, это еще и юниорская (U-20) и юношеская (U-18) сборные. Кстати, они явили солидарность с главной командой и финишировали в том же диапазоне мест. И те, и другие — 11-е.
4 — еще как минимум столько лет будут оставаться у руля гандбольной федерации Владимир Коноплев и его доблестная команда. Отмолотив два председательских срока, в июле Владимир Николаевич зашел на третий. Хорошая новость: общепризнано, что именно Коноплев — один из главных деятелей эпохи Возрождения белорусского ручного мяча. Для него этот год, равно как и конец предыдущего, получился тяжелым во внегандбольной жизни. Речь об известной истории с «недонесением о преступлении», которая, впрочем, была улажена после выплаты Коноплевым штрафа. Переизбрание главы федерации пришлось к месту и наверняка стало для него своеобразной отдушиной.
5 — столько полных лет жизни было отмерено на веку минскому «Динамо». На излете февраля флагман белорусского гандбола последних лет ушел в мир иной, что явилось для всех полной неожиданностью. Эта скоропостижность и шокировала сильнее всего. За пять с лишним лет тотальной гегемонии в нашем гандболе динамовский проект так и не стал детищем, за жизнь которого хотелось бы бороться до конца. Клубным менеджерам (прежде всего), чиновникам федерации и Минспорта, игрокам, фанатам… «Бело-голубые» жили широко и ярко, а умерли не эпично, пали совсем не смертью храбрых.
Ну да ладно, по прошествии времени куда больше волнуют не детали гибели, а ее последствия. Вопреки предположениям некоторых на нашу национальную команду эта потеря повлияла не критично, если повлияла вообще. Важные фигуры сборной отнюдь не затерялись в послединамовской жизни: Иван Бровко решил закольцевать карьеру в родном СКА, Дмитрий Никуленков, Максим Бабичев и Денис Рутенко хорошо трудоустроились в брестском клубе имени Мешкова. А вот для чемпионата страны исчезновение «Динамо» оказалось сильнейшим потрясением, от которого не факт еще, что удастся оправиться.
Минское «Динамо»: аплодисменты на прощание
Сезон новый вернул в город над Бугом и другую отраду — Лигу чемпионов. После отборочных викторий над голландским «Паннингеном» и словацким «Татраном» Брест спустя те же шесть лет снова услышал вживую приятный лигочемпионский гимн. В групповом турнире отношение к БГК и его хорватскому тренеру Желько Бабичу проделало путь от резкого неприятия к чуть ли не восторгу.
Неприятие породил безвольный выездной проигрыш «Логроньо». Восторг — победы над «Металургом» и «Загребом», минимальные поражения от «Киля» и «ПСЖ». Как выяснилось потом, оба этих ощущения были неверны — истина пролегала где-то посередине. БГК и Бабич не застопорились в развитии, но и прорыва не совершили. Команда оказалась крепким середняком европейского гандбола, ее тренер — вдумчивым специалистом, работающим не без ошибок. Шансы на лигочемпионский плей-офф мешковцы еще не утратили, но перевели их в разряд теории. Теории невероятности.
2 — столько наших клубов вполне могли быть представлены в групповых еврокубковых турнирах. Но брестскую «единичку» так и не перерисовал в совместную «двоечку» минский СКА. Чтобы обставить сербскую «Войводину» и пролезть в группу Кубка ЕГФ, в узком смысле армейцам не хватило трех голов. В широком — опыта, конкуренции в чемпионате, трагически погибшего Романа Лукашука… Вылет обернулся трагедией, ибо лишил команду смысла существования до весны. Пока в чемпионат страны не включится БГК, армейцы будут тренироваться на «кошках» в Балтийской лиге и в чемпионатных матчах с заведомо более слабыми соперниками. Эта зима для армейцев сурова, как никогда.
Спартак Миронович: как дальше жить?
8 — такое количество команд заявилось в очередной розыгрыш мужского чемпионата страны. Это на одну меньше, чем в двух предыдущих сезонах. Вроде и нет лишних поводов для тревоги. Отнимаем «Динамо» — и получаем искомый результат. Все правильно, но это если не считать замены слагаемых. Ведь фактически повторили горькую динамовскую судьбу именитые «Виктория-Регия» и «Аркатрон», низведенные до коллективов физкультуры.
В итоге чемпионат страны стал являть собой жалкое зрелище. Освобожденный до весны БГК пока о родном первенстве даже не вспоминает. Оставшийся без конкурентов СКА укладывает соперников штабелями, позевывая от скуки. Усилившиеся в межсезонье «Гомель» и «Кронон» так и не стали третьей-четвертой силой. А ведь еще полтора года назад гандбольный чемпионат страны величаво и абсолютно по делу назывался лучшим белорусским турниром среди игровиков. На золото замахивались сразу три команды, а ходить можно было даже на отдельных игроков.