СемененяПерсона заместителя председателя Белорусской федерации гандбола Ивана Семенени в  нашем обществе уже  давно ассоциируется с человеком активным, деятельным, инициативным…  Этот синонимический ряд можно продолжать  долго, потому как Иван Георгиевич этого  заслуживает. Куда бы этот человек ни пришел – за ним тенью всегда следует  порядок и  дисциплина. В своей трудовой деятельности он успел побыть в разных ипостасях: юриста,  политика,  экономиста. А последние полторы пятилетки рабочие будни Семенени непосредственно   связаны со спортом, а точнее, с  отечественным гандболом.

Нынешний июнь примечателен для Ивана Семенени тем, что в его жизни будет подведена  очередная жирная  черта в виде знаковой даты. Бессменному зампреду председателя БФГ исполняется 60 лет. Не использовать этот повод  для откровенного разговора с юбиляром было бы непозволительной роскошью для журналиста.

— Иван Георгиевич, какие чувства одолевают человека, у которого на кону 60-летие со дня рождения. Больше грусти или радости?

— Сразу так и не ответишь. Конечно, с каждым прожитым днем, а тем паче, годом, ты становишься старше, на голове появляется все больше седины, в душе могут скрести кошки: мол, старик я уже. А с другой стороны – с очередным летием ты наживаешь больше друзей, становишься более опытным и мудрым. К чему эта вся философия? К тому, что не надо жалеть о прожитых годах. У тебя возраст заложен в душе и твоих поступках. Поэтому я никогда не стараюсь заглядывать в свой паспорт, чтобы сверить дату рождения со своим внутренним состоянием. Так и хочется сказать: тебе 60 лет, а ты полон сил и энергии, и ни капли не сожалеешь о том, чем сегодня занимаешься, и что сделал ранее.

— Настоящим мужчинам традиционно желают построить дом, посадить дерево и вырастить сына…

— Можете считать меня таковым, потому что все это в жизни я успел сделать. Построен дом в деревне Редковичи Любанского района, откуда я родом. Деревьев я посадил не один десяток, вырастил сына Сергея. Жаль, что судьба так сложилась, что в довольно раннем возрасте ушла из жизни моя супруга, поэтому парня пришлось воспитывать и подымать на ноги самому. Но я на судьбу не роптал, не сломался, хотя горе казалось безмерным. Правда, время лечит.

— После всех жизненных испытаний Вы оказались очень сильно подвержены библейской заповеди «помоги ближнему»?

— Это как посмотреть. Я всю свою сознательную жизнь старался помогать людям. Когда учился в Редковичской средней школе, то всегда в качестве общественной нагрузки за нами были закреплены дома ветеранов и пенсионеров. Во время учебы в Смиловичском сельскохозяйственном техникуме, который я закончил с отличием, а позже и на юрфаке БГУ, не однажды пришлось протягивать руку помощи своим товарищам по аудитории. Дальше – больше. Куда ни кинь – кому-то везде нужна помощь.

— Ваш талант организатора, смело претворяющего в жизнь самые смелые и рисковые проекты, особо проявился тогда, когда Иван Семененя стал депутатом Палаты представителей от Любанщины?

— Может быть, хотя я не делил бы свое добродетельство на «до 2000 года и после него». Просто так сложились обстоятельства. Да и к спортивным звездам, которые принимали очень активное участие в благотворительных проектах «С верой в добро», «Спортсмены – детям» и «Мечты сбываются» проще было «достучаться». А если быть точнее, то стучаться редко к кому приходилось. Каждый спортсмен, артист с пониманием относился к моей просьбе стать участником акции и отправиться в глубинку на встречу с теми, где нас ждут и надеются на помощь. Причем, для многих обездоленных или обиженных судьбой детишек важны были не только подарки, но и простые человеческие чувства, которые наши спортивные звезды, журналисты, и просто меценаты посылали от сердца во время таких выездов.

— Иван Георгиевич, откуда у сельского парня из многодетной семьи, в вашем лице, зародилась любовь к спорту. Наверное, к тому были особые предпосылки?

Вообще, любовь к спорту у меня – это неизлечимый диагноз, и этой страсти уже 60 лет. Знаете, когда-то у себя в Любани, заработав первый «капитал» в качестве юриста, я многое сделал для создания стадиона и футбольной команды. И на последние деньги купил, как поется в известном шлягере, нет – не целое море цветов, а обычное табло. Да, был в моей трудовой биографии и такой этап. А вообще, спортивные знания накапливались годами, начиная с 1963-го года, когда минское футбольное «Динамо» стало бронзовым призером чемпионата СССР. В каком году и где были Олимпийские игры, чемпионаты мира, Европы… Спросите – сразу все отвечу.

— У вас такая феноменальная память?

— Бог не обделил этим даром. Хотя заслуга в этом в большей степени принадлежала моим родителям – матери Еве Николаевне и отцу Георгию Мироновичу.

— Можете сказать, сколько за полтора десятков лет провели благотворительных акций?

— Боюсь ошибиться, но за 15 лет мы провели более сотни выездов, свыше 20 мастер-классов, задействовали около 1500 атлетов. В этом списке Дарья Домрачева, Александра Герасименя, Михаил Грабовский, Александр Глеб, Юлия Нестеренко, Антон Кушнир, Дмитрий Дащинский, Марина Лобач, Алла Цупер, Алексей Гришин, Сергей Булыгин, Сергей Рутенко и многие-многие другие. Среди них был и талантливый хоккеист Руслан Салей. Наверное, никто не остался равнодушным к тем, кому надо помочь или подставить плечо. Я рад, что сейчас атлеты переняли эстафету и сами создали проект «Мечты сбываются». И у этой пирамиды прочный фундамент.

— Вы уже больше семи лет бессменный зампред председателя Белорусской федерации гандбола, которую возглавляет Владимир Коноплев. Считайте, что столько же времени провели в парламенте. Какой жизненный отрезок оказался более насыщенным или ярким?

— Не могу прямо так и сказать, что тогда было хорошо, а сейчас не очень, или наоборот. Ведь человек, если он сознательно занимает какое-то место на определенном участке, не должен жаловаться или искать лазейки, чтобы облегчить свое существование. Работа в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, куда я дважды избирался от своего региона, ценна по-своему. Мне было интересно окунуться, что называется, в проблемы глобального масштаба. Как юрист по образованию, во втором и третьем созывах я был заместителем председателя постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту. Знаете, там были свои неписанные законы и правила, по которым нужно работать. Но мне было полезно побыть в депутатской шкуре, чтобы узнать жизнь совсем с другой стороны. К тому же я по долгу службы познакомился с хорошими людьми.

— Среди них оказался и Владимир Николаевич Коноплев, позже позвавший вас перейти в гандбольный мир?

— Не все так просто было, как кажется. Да, я рад был, что судьба меня свела с этим удивительным человеком – с особым характером, но с доброй душой и сердцем. Еще, будучи спикером белорусского парламента, Коноплев возглавил федерацию – это было в июне 2006 года. Кто, как не журналисты, знают, насколько БФГ в те времена нуждалась в приходе настоящего лидера, который вывел бы этот отечественный ручной мяч на европейскую и мировую орбиту. Не в качестве каких-то дифирамбов скажу, что Владимир Николаевич стал именно тем человеком, который не только встряхнул все гандбольное болото в Беларуси, но и сумел решить вопросы с заигрыванием за сборную нашего бессменного лидера Сергея Рутенко, нашел подход к известному в европейских кругах тренеру Юрию Шевцову. Вот так по кирпичику и строилась новая структура федерации. И я себя считаю счастливым в том плане, что более 15-ти лет работаю вместе с Владимиром Николаевичем.

Коноплев и Семененя

DSC 7150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Ваш приход туда только удачно дополнил эту кирпичную кладку?

— Не корректно себя хвалить – это не в моих жизненных правилах. Но мое появление в Белорусской федерации гандбола прошло спустя два года, после прихода туда Коноплева. К этому времени я уже отработал два срока в парламенте и, в принципе, был не против заняться другим полезным делом. А спорт, и гандбол в частности, был для меня родной стихией. Среди моих главных обязанностей значилось развитие детского гандбола и популяризация этого вида спорта. С детства гандбол был одним из моих любимых видов спорта. Я с удовольствием принял предложение Владимира Николаевича. Был уверен, что мой опыт работы с людьми, юридические знания, организаторские способности помогут создать качественный продукт под названием гандбол. Кроме того, я пять лет работал футбольным тренером, начальником команды. Так что спортивная отрасль — дело для меня не новое. С тех пор, можно сказать, прирос к спорту раз и навсегда.

— Иван Георгиевич, так уж получилось, что с приходом новой волны дела в отечественном гандболе стали быстро налаживаться, и, спустя несколько лет, ручной мяч в Беларуси стал на новые рельсы развития?

Поверьте, что все было намного сложнее, чем кажется. По крайней мере, я отвечаю за свой период работы в БФГ. Ведь чтобы запустить застывший механизм и заставить его работать, понадобилось уйма времени и сил всей команды, которую собрал вокруг себя новый председатель. Знаю, что он не любит, когда его хвалят, поэтому рискую получить порицание, но Владимир Николаевич авторитетный и грамотный руководитель, который задействован не только в развитии отечественного гандбола, но и как вице-президент НОК, в популяризации всего олимпийского движения и спорта больших достижений в республике.

DSC 6997— Как вы оцениваете сегодняшнее положение дел с  гандболом в Беларуси?

— Если по пятибалльной системе, то я бы поставил четверку.  Возможно, кто-то  посчитает такую оценку завышенной – это право  каждого. В конце-концов, нам важна оценка  болельщиков и людей,  которые болеют и переживают за белорусский гандбол, который, как  и любой вид спорта, должен иметь детский фундамент и развиваться  с низов. И в решении  этой проблемы БФГ сделала значительный шаг  вперед. На недавнем заседании исполкома  федерации в Бресте  было озвучено решение Министерства образования Республики  Беларусь о включении с 1 сентября 2017 года гандбола в  обязательный перечень  спортивных игр школьной программы.

А вообще, в нашем гандболе еще хватает проблем, и в БФГ  каждый день возникают новые задачи, решать которые, порой, очень  непросто. Но мы движемся вперед. И считаю, в правильном направлении. Посмотрите, насколько повысился в последнее время уровень клубного гандбола. Мужские команды БГК и СКА не только устраивают «рубку» между собой за титул чемпиона Беларуси и за Кубок, но и позиционируют отечественный гандбол на высоком профессиональном уровне на международной арене. Финиш нынешнего сезоны в женском чемпионате также подарил надежды, что победные порывы «Гомеля», неуступчивость команды «БНТУ-БЕЛАЗ» послужат хорошим примером, чтобы в ближайшее время в список потенциальных претендентов за место под солнцем попали «Городничанка» и другие команды внутреннего чемпионата, и которые достойно представляли бы нашу страну в европейских турнирах. О делах национальных команд хочется сказать особо. Мужская сборная под руководством Юрия Шевцова уже три раза кряду участвовала в топ-турнирах и в своих планах рассчитывает пробиться на январский 2017 года чемпионат мира во Франции. Женская сборная под руководством Томажа Чатера тоже показывает неплохой результат, но команде нужно еще больше авторитета зарабатывать на международной арене. Молодежные команды из Беларуси также зарекомендовали себя неплохо. Думаю, что 6-е место наших юношей на мировом первенстве в Бразилии – лишнее тому подтверждение.

— Авторитет Беларуси в мире еще вырастет, если наша страна вдруг станет организатором проведения, например, чемпионата Европы?

— Думаю, что этот вариант не из области фантастики. Тем более, что разговор о совместном проведении первенства континента-2022 в Беларуси и России уже ведется. Это подтвердил и глава Российской федерации гандбола Сергей Шишкарев, который ратует за такой формат соревнований. Ведь ЧЕ-2020 пройдет сразу в трёх странах — Австрии, Норвегии и Швеции, а участие в нём примут 24 команды вместо прежних 16-ти. В Беларуси ведь хорошая репутация по проведению топ-турниров самого различного уровня. Смогли же мы весь хоккейный бомонд удивить высокой организацией проведения чемпионата мира по хоккею в Минске два года назад. Почему бы и не стать нам хозяевами гандбольного первенства Европы?! Знаете, после ноябрьского сочинского Конгресса Международной федерации гандбола (IHF), в котором мне довелось принимать участие, в гандбольной семье стало 204 страны. Поверьте, что Беларусь там находится ближе к топовым странам, где гандбол – один из приоритетных видов спорта. Насколько я знаю, вопрос о месте проведения мужского чемпионата Европы-2022 будет решен в течение 2017 года, а процедура подачи заявки будет запущена весной того же года. Мне кажется, идея о совместном проведении чемпионата Европы очень интересная.

— Иван Георгиевич, у вас есть мечта, которая не сбылась, или желание, которое хотелось бы воплотить в жизнь?

— Я уже говорил как-то, что только в правильных книжках человек ставит в начале своей жизни цель и потом к ней идет. Слишком простой подход, но на самом деле все гораздо сложнее, особенно с годами. Пропадают иллюзии, начинаешь больше верить не словам, а поступкам. Так что мне хочется, чтобы наши поступки всегда были отражением хороших намерений и светлых мыслей. И люди были добрыми. Надо научить себя жить и работать именно так, и тогда все твои желания и мечты обязательно когда-нибудь сбудутся.

Беседовал Владимир ЗДАНОВИЧ