Экспертный взгляд известного спортивного журналиста на мужской гандбольный чемпионат Европы и субъективная версия резюме к выступлению на нем сборной Беларуси.
— Надо признать, что существенную лепту в турнирный сюжет этого чемпионата наша сборная не внесла. Ее финишный матч против сербов стал наименее значимым из событий головокружительной среды, завершавшей основной раунд. В этой же игре соперники занимались рутиной: определяли, кому быть в итоговом реестре десятым, а кому — двенадцатым. В пяти других встречах на повестке была реализация медальных шансов…
Итак, шагнуть выше в сравнении с таким же топ-турниром двухлетней давности (в Польше белорусы закончили тоже десятыми) не вышло. Но было бы глупостью посыпать голову пеплом и задавать этому послесловию скептичные ноты.
В принципе со сборной Беларуси не случилось ничего критичного. В плане стратегическом задача турнира полностью решена. Дерзко провозглашенная мечта об олимпийском Токио-2020 ничуть не затуманилась. На ближайший чемпионат мира, где предстоит генеральный разбор токийских квот, команда Юрия Шевцова будет отбираться в нокаут-раунде, а на его субботней загребской жеребьевке белорусов посеют в сильнейшую корзину. Лучший расклад — прямое попадание на ЧМ-2019 — был бы возможен лишь в случае вчерашнего попадания в полуфинал. Но грезить об этом точно было бы затеей наивной в разгар проводимой Шевцовым кампании омоложения.
Раз уж зашла речь о решающей стадии отбора на предстоящий «мир», походя бросим взгляд на пул из девяти возможных соперников. Он выглядит пестро, но заведомых слабаков там никак нет. К числу оппонентов крайне нежелательных отнесу россиян, венгров, черногорцев и боснийцев (если те преодолеют барьер швейцарского протеста на недавний результат встречи в квалификации). Сборные Австрии, Литвы, Голландии, Португалии и Румынии выглядят менее грозно, однако это не повод смотреть на кого-то свысока, особенно держа в памяти мучительный спор с латвийцами в предыдущем таком отборе.
Кстати, не сомневаюсь, что у всех перечисленных сборных белорусский вариант в преддверии жеребьевки проходит по разряду наиболее желанных. И это во многом следствие впечатлений от игры нашей команды в Хорватии. Пора переводить разговор о ней в русло репутации.
Если честно, ожидал от сборной большей, скажем так, «доделанности». На практике же Шевцов явил Европе и миру пока все еще полуфабрикат. В этом смысле наш тренер отчасти стал персонажем немного вульгарной рекомендации: никогда не показывай полработы дураку.
Но показать пришлось. На состав «приемной комиссии» Юрий Анатольевич влиять никак не мог. Телетрансляции из Хорватии посмотрели все, кто хотел. Ну и высказываются по их следам, соответственно и увы, тоже все желающие, благо теперь есть где. С неизбежной в таких случаях пеной поверх сути.
Мы же для начала отсеем из впечатлений зерна позитива. После исчерпывающего анализа выступлений белорусов в предварительном раунде от уважаемого российского тезки Приголовкина мне по итогам трех матчей раунда основного остается разве что закрепить вывод авторитетного коллеги: в сравнении даже с чемпионатом мира годичной давности, не говоря уж о ЧЕ-2016, наша сборная совершила прыжок вперед и вверх по части современности игры.
По-моему, она в числе несомненных передовиков ЧЕ-2018 в частоте и умелости применения «быстрого центра» и идейно примыкающего к этому приему «гола первой волной». Это принципиально новое качество в гандболе от белорусов было бы невозможно без возросшего в целом уровня функциональной готовности команды. Она при необходимости замечательно бежит. А то, чего добился за год Шевцов и его ассистенты в понимании учениками новых веяний игры, поразительно. Не подмечать этого и ворчать с печи о якобы идейном застое тренера — глупо и непростительно для всех, кто мнит себя гандбольными знатоками.
Взят твердый курс и на усвоение тактических форматов игры без вратаря. Выход дополнительного полевого игрока при численном меньшинстве стал для белорусов, по сути, обязательным. Здесь они совершенно не выпадали из тренда.
Однако бросилось в глаза, что топовые сборные тем временем заметно ушли вперед уже в эффективном применении атакующего построения «7 на 6». Оно зачастую становится ключевым методом перелома игры на решающих отрезках. А, к примеру, словенцы остроумно усугубляли большинство частым включением версии «7 на 5». Гранды все увереннее владеют мячом и нервами в обстановке повышенного риска.
В приложении к нашей сборной это стимулирует, во-первых, работу вдогонку конкурентам, а во-вторых — действия на упреждение. Ясно, что актуальной тактической задачей ближайших месяцев, а то и сезонов станет совершенствование и активизация обороны, поиск способов нейтрализации численного перевеса соперника при атаке. Наверняка они прежде всего в повышении быстроты — ног, рук, мышления. Перед нашим фитнес-гуру Вадимом Сашуриным — непаханое поле для будущих урожаев.
Тем более что пока проклюнувшиеся в игре белорусов достоинства имеют очевидные продолжения в виде недостатков. Скажем, команда уступает себе прошлогодней в показателе реализации бросков. Если рассуждать глобально, это, безусловно, издержки резкого ускорения и повышения интенсивности действий. Они провоцируют торопливость и потери, а привыкание к новым режимам требует времени.
Отсюда в развитии команды Шевцова выстраивается оригинальная диалектика наоборот: качество и содержание игры пока опережают количественный результат. Возможно, нашей команде и стоит с упреком указать сегодня на примеры тех же чехов и македонцев, вышедших из тени и выдавших в Хорватии более яркие выступления. Но давайте не станем спешить и присмотримся, что все же надежнее в перспективе: шевцовские обстоятельность и методичное совершенствование или такие вот фейерверки, которые затем проблематично повторить?
Если поискать еще поводы для уколов нашей сборной, то они отыскиваются легко. Прохождение турнирной дистанции получилось неровным. И показалось, что никого персонально и всю команду в целом тренеру так и не удалось вывести по ходу турнира на пик физической формы. Наверняка это следствие повышенной ставки на стартовый матч против австрийцев. Она в итоге оправдалась.
Затем по инерции боевито сыграли против норвежцев и французов. Дали генеральное сражение хорватам, и сенсационный успех в нем сорвался во многом из-за откровенной помощи хозяевам со стороны российских судей. А спад парадоксально наступил во встрече со шведами — после трехдневной паузы в игровом календаре. Почему удержать кураж во время передышки оказалось сложнее, нежели при графике игр через день? Ответ на вопрос пригодится и в будущем.
Помнится, еще во время приснопамятного «круглого стола» на чемпионате мира в Катаре старался довести до наших скорых на вердикты кормчих, что тренерское ремесло — это всегда творчество, а не следование холодным формулам и жестким установлениям. Спортивный учитель, работающий на топ-уровне, как человек творческий, несомненно, должен иметь право на эксперимент и ошибку. А если она случается, всего важнее то, что происходит по ее следам.
Полагаю, Шевцов работой со сборной доказал умение тщательно и продуктивно анализировать свои решения. Не так важно, что на словах он практически никогда не признает собственных просчетов. Главное, что затем он их не повторяет.
В тренерском почерке Юрия Анатольевича, правда, есть место и экстравагантности. На десяток решений, логика которых всем очевидна, у него случаются и пара-тройка таких, которые заставляют удивиться и задуматься.
В преддверии Хорватии меня, к примеру, озадачил полный «игнор» тренером кандидатуры Дмитрия Никуленкова. Опытного плеймейкера, важность которого для команды не раз подчеркивал сам тренер, не пригласили ни на один предчемпионатный сбор. Аргумент «Никуля не успел набрать форму после травмы», мягко говоря, не плясал: в сентябре-октябре в лигочемпионских играх за БГК Дима играл порой феерически, на уровне лучших матчей в карьере. Затем, соглашусь, немного сник — кстати, сразу после того как Шевцов не вызвал его на спарринги против швейцарцев…
Я, естественно, не могу доказать, что Никуленков сыграл бы в Хорватии непременно блистательно (да-да, помню, что два года назад он провалил чемпионат Европы в Польше). Но то, что его опыта и атаманских качеств теперь как минимум не хватало, стало очевидно, как только в Порече слег с простудой Борис Пуховский. Кстати, история-то не новая: Боря плохо переносит зимние колебания климата — в Дохе он заболел ровно так же. И этого в принципе командные медики могли бы ожидать…
Новобранец Глеб Гарбуз в роли пенальтиста с показателем 4 из 9 — еще одна резонансная тренерская экстравагантность. Она дорого обошлась. Даже не назову это ошибкой — просто неудачным решением. Замысел здесь понятен. Гарбуз был одним из лидеров в «молодежке», причем весьма устойчивым в стрессах. Наверняка парню хотели помочь адаптироваться в сборной на фоне подчеркнутой демонстрации тренерского доверия после долгого (мне кажется, несправедливого) невнимания к нему.
Увы, контраст психологических обстоятельств оказался слишком резким. Глеба после пары промахов он придавил. Ясно, что в неудавшейся роли его из упрямства передержали. И теперь интересной историей обещает сделаться «реанимация» Гарбуза. Кстати, не сомневаюсь, что она Шевцову непременно удастся. Как регулярно удается ему неправдоподобно многое на протяжении вот уже шести топ-турнирных циклов.
Банально желать «так держать!», когда твердо знаешь: они выдержат еще и не такое.