Сергей Новиков, «Быстрый центр»
Фото: facebook.com/kielcehandball.
Пятитуровый нон-стоп Лиги чемпионов сменился для линейного польского «Виве» отлучкой в сборную Беларуси. Он ответил на вопросы БЦ после первой тренировки в Стайках.
— Интересно, какими словами встретил тебя в этот раз Юрий Анатольевич Шевцов.
— В них не было ничего особенного. Что-то обычное. Мы ведь периодически созваниваемся. И в мои дела тренер посвящен подробно.
— Короче, обошелся коуч без комплиментов…
— Не думаю, что он вообще должен их нам говорить.
— Ну, тогда рассказывай про главное из того, что привнес в твою жизнь летний переезд с Лазурного берега в польский Кельце.
— Пожалуй, это изменения в психологическом состоянии. Я ведь изначально настраивался на позитивные перемены в жизни. И, знаете, как все себе там представлял, так и случилось в реальной жизни. И коллектив, и тренер, и город, и быт в нем. Все привычнее, ближе к родной Беларуси.
— Но ведь ты приехал в «Виве» в разгар финансовых неурядиц, тебе на четверть подрезали уже подписанный контракт. Неужели это не угнетало хотя бы на подсознательном уровне?
— Вообще нет! Все эти слухи и разговоры отшумели за пару недель до «предсезонки». Я тогда сразу созвонился с Талантом Дуйшебаевым. Он успокоил и обнадежил, что все будет нормально. Я и сам в это верил. Не хотел терять шанс заиграть в такой команде. Сейчас с финансами все стабильно и хорошо. А то, что мы пока недополучаем, нам твердо обещают возместить, когда дела у клуба пойдут в гору.
— По гандбольным меркам, «Сен-Рафаэль» и «Виве» — это разные планеты?
— Нет, хватает схожего. Например, в повышенном внимании тренеров к тактике. В активном использовании видео. Разница заключается в уровне исполнителей тактических задумок. Не скажу, что в «Сен-Рафаэле» игроки плохи, но без лукавства понятно, что мастеров уровня, например, Алекса Дуйшебаева и Луки Циндрича там нет.
— Тебе трудно держать эту новую высоту?
— Если бы не отыграл два сезона во Франции, то сейчас испытал бы большие проблемы. Тактики у Таланта очень много. Комбинации, сложные перестроения. Но выручает, что в «Сен-Рафаэле» у Жоэля Да Сильвы это тоже было, хотя и не в таких объемах. А вот если брать того же Влада Кулеша, приехавшего в Кельце прямиком из Минска, то для него это был просто другой мир.
— Дает прок постепенность — главный принцип твоей линии жизни?
— Ни минуты не сомневался, что все делаю правильно. Во Франции был этап закалки. В психологии, во множестве других аспектов. Этот опыт и помог сейчас.
— Что или кто в Кельце производит на новичка наиболее сильные впечатления?
— В «Виве» сейчас прекрасная атмосфера. Мы хорошо играем, побеждаем, успешно решаем задачи. В чемпионате Польше вообще не испытываем затруднений. Отошли на задний план проблемы с деньгами. Нет причин для волнений. Меня очень хорошо приняли в команде. В ней интересно. Интернационал из поляков, испанцев, балканцев держится довольно дружно. Там так хорошо, что у меня ощущение, будто живу в Кельце гораздо больше двух с половиной месяцев.
Ясно, что в составе «Виве» никто не оказался просто так — по случаю или протекции. Но в построении игры и стиля у команды два абсолютных лидера. Алекса Дуйшебаева поставлю чуть выше Циндрича. Он так видит площадку, что в игре сразу понимаешь: вот это настоящий дирижер. Но еще сильнее впечатляет командная тактика и помощь друг другу. Есть комбинации, в зародыше которых кто-то один делает восемьдесят процентов работы, а гол забрасывается только через три паса — с долгой доигровкой. Это возможно только с опытом таких мастеров, как Михал Юрецки, Кшиштоф Лиевски или Хулен Агинагальде.
— Только собирался спросить, как встретил тебя испанский коллега по амплуа.
— Без его помощи мои дела обстояли бы хуже. Как бы ни заострял на мне внимание Талант, все равно есть и другие игроки, на которых он отвлекается. А от Хулена в тренировках и играх идет постоянный подсказ, особенно касательно тактических действий в нападении.
— На каком языке вы общаетесь?
— На польском.
— Он-то, знаю, его давно прекрасно освоил. Ты тоже успел?
— Во-первых, у нас есть специальные занятия. А во-вторых, этот язык у меня как-то хорошо пошел. Понимал сразу многое, а сейчас так вообще все. И, как уверяют поляки, неплохо разговариваю.
— Как вы вытянули драматичное начало сезона, когда из-за череды травм в строю оставался всего десяток игроков? Что-то необычное происходило в раздевалке?
— Запомнилась одна из установок Таланта. Он сказал, что мы делаем новую команду. Что мы приехали сюда, несмотря на возникшие в клубе трудности. Значит, мы собрались не для того, чтобы заработать, а чтобы побеждать. Он сказал, что уже понял, какая у нас команда, что он уверен в каждом из нас. И что поведет побеждать состав даже из шести человек.
Конечно, было тяжело. Но, если подумать, ничего экстраординарного мы не совершили. В бундеслиге команды из двенадцати игроков проводят по два матча в неделю. И выдерживают такой график. Мы такие же профессионалы.
— После того победного «интенсива» может наступить отрезок эмоционального да и физического спада…
— В плане эмоций все, напротив, хорошо. Мы прожили старт сезона в победной среде. В сборную я приехал в отличном настроении и в хорошей форме.
— У тебя на глазах разворачивалась драма с травмой Влада Кулеша. Расскажи.
— Он неудачно оступился во время тренировки на футбольном мяче. Со стороны сразу показалось, что там ничего серьезного. Думаю, это просто несчастный случай. Влад хорошо прошел «предсезонку», быстро наверстал опоздание. У него почти вернулась в рабочее состояние бросковая рука, и тренер собирался подключать его к игре в нападении. И вот все это оказалось отсрочено…
— Наш парень не скисал?
— Понятно, что это не лучшее начало первого зарубежного контракта. На настроении Влада не сказаться все это не могло. Но, конечно, здесь повезло с тренером. У Таланта наш менталитет. Ясно, что годы европейской жизни добавили особенностей в его характер. Но человек он целиком наш. А наши люди своих в беде не бросают. Если честно, в истории с Кулешом был сильно и приятно удивлен человеческими качествами тренера. Он Влада крепко поддержал. Время летит быстро. После «недели сборных» ждем его на тренировках.
— Как сработался с главным тренером ты?
— И у меня с ним все хорошо. Отлично понимаю, чего он хочет и требует. А он прекрасно представляет мои возможности. Всегда находит нужные слова, чтобы вселить уверенность. Всячески дает понять, что доверяет. При таком отношении играть легко.
— Перепад уровней Лиги чемпионов и чемпионата Польши не смущает, не осложняет мотивацию?
— Для меня нет. Каждый матч в идеале надо играть на сто процентов. Но у любого самого профессионального профи в подсознании произойдет переключение, если вчера ты обыграл «Райн Левен», а завтра предстоит играть против двенадцатого клуба Польши. В таких матчах выкладываться на сто процентов часто не приходится. Чтобы выиграть, хватает и тайма. А остальное правильно воспринимать как хороший спарринг и начало подготовки к матчу Лиги чемпионов.
— В польской жизни тебе не хватает чего-то французского?
— Ха, вот ни разу об этом не задумывался. Во Франции дни поначалу казались мне невыносимо длинными. А сейчас в Польше у меня все так хорошо, что эти два с небольшим месяца пролетели невероятно быстро. И вот я уже в сборной. И здесь все тоже так приятно, но стремительно, что мне хочется замедлить время.
— Иными словами, по Франции не скучаешь?
— Пожалуй, это важный, но пройденный этап. У меня остались прекрасные отношения со вторым тренером «Сен-Рафаэля» Даном Фортуняну — общаемся каждую неделю, переписываемся. Буду рад увидеть многих ребят. Но сейчас, когда жизнь приносит столько удовольствий, нет повода о чем-то скучать. Возможно, если бы в Кельце дела шли иначе, чаще вспоминал бы Сен-Рафаэль. А пока не надо — и хорошо.
А вообще-то человек человеку рознь. Есть пример моего лучшего друга Вадима Гайдученко. Он перешел летом в тот же «Сен-Рафаэль» из бухарестского «Динамо». И сейчас, после Румынии, живет там в удовольствие примерно так же, как я в Кельце.
Наверное, в обоих наших случаях важен опыт первых легионерских лет. Просто мы идем дальше. Мы больше знаем. У нас многое перестроилось в голове. И мы к большему готовы.
— Как это поможет белорусской сборной?
— Летом мы совершили неприятную ошибку, проиграв место на чемпионате мира австрийцам. И, думаю, сейчас, на старте нового отбора, у каждого из нас есть дополнительная мотивация: доказать себе, что там была именно ошибка, а не закономерный результат. А то ведь вокруг заговорили, что, мол, белорусы уже не те. А я вот считаю, что мы обязаны были попадать на этот «мир». А на следующий чемпионат Европы поедем точно.