Сергей Новиков, «Быстрый центр»
фото: пресс-служба Белорусской федерации гандбола, Александр Добриян
Сборная Беларуси начала отбор к ЧЕ-2020 домашним поражением от боснийцев. Затем была победа в Финляндии. И после нее — наш разговор с главным тренером команды.
— Понятно, что большинство вопросов, которые хочется задать, порождены вашей осечкой на старте…
— Расстроен поражением от боснийцев так же, как и все моя команда. Если поискать причины, то никак не пройти мимо идентичности двух неудач — этой и июньской, в нокаут-раунде квалификации чемпионата мира против австрийцев. Ведь случились два одинаковых сценария — при фактически одних и тех же участниках с нашей стороны. И в Вене, и сейчас в Минске мы уверенно переиграли соперников в первых таймах. А потом с середины вторых не могли им ничего противопоставить и уступали.
— Почему так вышло?
— Думаю, в обоих случаях нас подвело одно и то же: мы слишком полагались на лидеров, которые были не в лучшей форме.
Я не стал прямо говорить об этом после Австрии. Там в отсутствие травмированного Влада Кулеша мы всерьез рассчитывали на Борю Пуховского и Сергея Шиловича. И они хорошо играли. Но только до тех пор, пока были силы.
По следам того поражения пошли разговоры, что, мол, сборников лишил свежести перебор тяжелых клубных матчей весной. Я так не считаю. У того же Пуховского после вылета «Мотора» из Лиги чемпионов с февраля по июнь не было ни одной трудной игры высокого уровня. Он просто не мог устать.
Наверное, правильнее вести речь о том, что профессионалы должны ответственно относиться к своей физической форме и приезжать в сборную, где нет времени на подтягивание кондиций, готовыми оптимально.
В матче против боснийцев история повторилась. Борис прекрасно провел первый тайм. А затем с середины второй половины он наделал много ошибок.
И за этим встает наша главная проблема. Надо работать над тем, чтобы команда меньше зависела от конкретных лидеров, у которых неудачно складываются матчи или просто важные игровые отрезки.
— Этот тезис понятен. Но ведь игру против боснийцев вы изначально начали неторопливо и сдержанно. И, мне кажется, уже этим подыграли соперникам. Почему и зачем?
— Не соглашусь, что мы играли медленно. Вспомните, например, голы Вайлупова в контратаках. Хотя, конечно, сейчас у нас не было Кулеша и Подшивалова. А это они делали прошлой осенью ту скоростную игру, о какой вы напоминали в заметках, которые я читал. Требовать от других игроков сразу того, чего прежде они не делали, невозможно. Это тоже проблемы, которые мы стараемся решить.
— Кстати, что случилось с Подшиваловым?
— Саша на тренировке подвернул голеностоп и сразу уехал со сбора в свой немецкий клуб. Травма не оставляла шансов использовать его в этих играх.
— Осечки на старте больших кампаний с форой конкурентам входят у вас в привычку. Как и обыкновение исправлять затем ситуацию. Двух дней и переезда в Финляндию хватило для мобилизации. Как это удалось?
— Мы провели анализ поражения. Посидели и поговорили об этом с ребятами. На все это в матче против финнов была правильная реакция.
Конечно, ее не отнесешь к таким большим подвигам, как победа над сербами в подобной ситуации после проигрыша румынам два года назад. Но и сейчас команда вышла на игру с настроением, агрессивно отработала в защите. Чувствовалось сплочение. Совсем по-другому сыграл в воротах Слава Солдатенко.
Тот опыт двухлетней давности говорит, что со стартовым поражением и даже с потерей еще пары очков реально стать в группе первыми. Моя команда знает, кто ее соперники и что дальше надо просто бороться.
— Некоторые опытные сборники весь финский матч просто просидели на скамейке. Как они это восприняли?
— Не могу знать, что творится в чужих головах. А свою позицию я уже озвучивал. У меня есть четырнадцать полевых игроков, и сыграть может каждый в зависимости от задач на игру и намеченных путей к результату.
Ясно, что спортсмен, не сыгравший в матче, должен быть этим разочарован. Но это должно только лучше завести его на следующую игру. В противном случае в спорте человеку делать нечего. Однако никаких подводных течений в выборе игроков на матч в Финляндии не ищите. Там мы решали понятные задачи, о которых уже сказано. Больше наигрывали вторых номеров. Пробовали уменьшить зависимость командных действий от кого-то одного.
— Как, на ваш взгляд, вписался в состав Никита Вайлупов?
— Это чем-то напомнило мне, как три с половиной года назад мы ввели в бой против датчан Артема Королька. Работой на сборе Никита меня убедил, что на него можно надеяться. Против боснийцев он сыграл хорошо. Но, к сожалению, только один тайм. Во втором почему-то как отрубило. Шанс он получил и отчасти использовал. Дальше все зависит от него.
Никита Вайлупов
— В Финляндии разразился голевым залпом Алексей Шинкель. По ходу той игры вы не попрекнули себя, что не выпустили его и против боснийцев?
— Хорошо знаю способности и особенности своих игроков. Скажем, в концовке встречи с боснийцами я выпустил Артема Кулака, и он исполнил пару удачных действий. В то же время я знал, что Дима Никуленков на ход той игры мог бы повлиять мало. О Шинкеле думаю то же самое. Против той защиты действовать ему было бы сложно. Поставить Лешу можно было бы на начальном отрезке того матча. Но весь первый тайм я не видел проблем на позиции левого полусреднего — ее удачно закрывал Вадим Гайдученко, и не было причин что-то там менять.
— Голевой всплеск Шинкеля в Финляндии вас удовлетворил?
— Это та игра, которой мы от него ждем. Но позитив в основном в голах. Хотя я видел и действия, которые Лешей не выполнялись или делались неверно. Ему надо еще много работать.
— На этот сбор вызывался из далекой Испании, но так и не сыграл вратарь Потоцкий.
— Мы постоянно следим, как проявляют себя белорусские игроки за рубежом. Дима заслужил вызов. Но, к сожалению, он смог приехать лишь за день до матча. У нас не было времени, чтобы «подыграть» его с защитой, отработать взаимодействия с блоком.
Думаю, это был в большей степени ознакомительный приезд. Знакомство с командой, организацией нашей работы, с методикой Игоря Папруги, готовящего вратарей. Парень оставил хорошее впечатление. Не исключаю, что он еще появится в сборной.
— Перед октябрьским сбором вы побывали на матче Лиги чемпионов в Бресте. Общались там с Маноло Каденасом?
— Да.
— Расскажете?
— У меня немного иной взгляд на контакты с зарубежными тренерами клубов, нежели у некоторых российских коллег. Сам довольно долго работал за границей. И представляю, как тренеру-иностранцу тяжело освоиться в новой стране. Поэтому посчитал нужным самому сделать первый шаг навстречу. Кстати, когда БГК принял Бебешко, я ведь тоже был на его первой игре в Бресте. Только мы тогда так и не поговорили…
А с Маноло Каденасом и Раулем Алонсо мы давно хорошо знакомы. Сейчас дружески обсудили нюансы сотрудничества, которые нас волновали. Кстати, сегодня получил эсэмэску от Каденаса — там поздравление с победой в Финляндии. Он получает от меня такие же — не только в случае выигрышей, но и просто после хороших по качеству матчей. Много побеждать с БГК в нынешней Лиге чемпионов сложно. Но коллеги-испанцы делают в Бресте очень хорошую и интересную работу. Думаю, со временем она принесет и рост результатов.
Благодарен брестскому клубу за то, что он прислан вызванных на сбор игроков на три дня раньше, чем предусматривал международный календарь. Готов к компромиссам, если клубу потребуются уступки с моей стороны. Буду очень рад, если такое же взаимопонимание станет постоянным. Я всегда был готов к нему и при тренере Бебешко. Но здесь так: иногда срастается, иногда нет.
— Наступающая зима будет для вас долгой. Из-за проигрыша австрийцам путевки на чемпионат мира не надо готовиться к финальной стадии топ-турнира. Впервые за семь лет…
— Но мы все равно соберем команду в конце декабря для выезда на два товарищеских матча в Катар. В начале января сыграем в Испании на мемориале Доминго Барсенаса. А потом, увы, распустим ребят по клубам и посмотрим по телевизору чемпионат мира, на котором не будет нас…
— Соберетесь затем только в апреле, чтобы продолжить евроотбор матчами против чехов?
— До этого возможны мини-сборы с участием вторых-третьих номеров.
— На старте нового отборочного цикла вы почувствовал его особенности, новую специфику?
— Если честно, меня не занимает сейчас подобный анализ. Не рассуждаю ни о чем и просто жду конца этого плохого года, в котором сборная Беларуси ни разу не сыграла полным оптимальным составом. С чемпионата Европы в Хорватии в этом смысле нас преследует какой-то рок. У нас накопилось много проблем. О них и надо думать.