Сергей Мордасевич, Сергей Новиков, «Быстрый центр»
Вот теперь чемпионат мира точно можно считать завершенным. Обозреватели БЦ резюмировали турнир в Дании и Германии и снова разошлись во мнениях по некоторым вопросам.
ЧМ-2019. One Team Show! Звездопляска по-датски
ЧМ-2019. Дания и Германия — гандбольный унисон
Сергей Новиков. Назавтра по окончании больших гандбольных турниров практически всегда ловишь себя на ощущении недоделанной работы. Две с лишним недели галопом несешься от матча к матчу, от них — к одному-другому-третьему интервью. А потом с последней сиреной финала это заканчивается. И ты понимаешь, что в потоке событий и спешке рассказа о них не успел толком расставить вешки и хотя бы просто задуматься: а что это было?
Предлагаю частично восполнить пробел. Этот мужской чемпионат мира в Германии и Дании был вполне хорош, чтобы не пожалеть ему вдогонку еще порции комплиментов. Хотя найдутся поводы и поворчать.
Сергей Мордасевич. Главный комплимент, на мой взгляд, должен адресоваться организаторам — немцам и датчанам. За исключением инцидента с обрушившимися рекламными панелями, все прошло феерично. Истории о телерейтингах матчей «бундестим» и живой аудитории на поединках Президентского кубка по-настоящему впечатляют. Радостно, что наша любимая игра окунулась в среду, где ее почитают сильнее всего на свете, и получила то, чего заслуживает.
Ну и другие плюсы нельзя не обозначить — в принципе большие объемы интересного и вкусного гандбола, явление команд-открытий: бразильской, египетской…
С.Н. Здесь не спешил бы с излишне утвердительной интонацией. Хорошо бы убедиться, что этот качественный турнир в исполнении команд Вашингтона Нуньеса Силвы и Давида Дависа не останется разовым всплеском энтузиазма и вдохновения. Почти всегда подобные результаты команд не из Европы оказываются единичными вспышками, после которых начинаются непременные откаты.
Примеры? Сборная Туниса после четвертого места на домашнем «мире» 2005-го. Или то, что происходит у нас на глазах с недавно шумевшими командами Катара и Аргентины.
По большому-то счету, серийно-стабильное пребывание в мировом топе неевропейской сборной удалось лишь раз в истории чемпионатов мира — египтянам, державшимся в восьмерке на четырех кряду планетарных турнирах конца века. Но потом и они отвалились от статусных команд надолго.
С.М. Возражу. И тунисцы, и катарцы шумели на домашних форумах, а это всегда особая история. И падение результатов после них — вполне обычное дело. Да и не сказал бы, что со сборными Катара и Аргентины происходит что-то страшное. Азиаты были близки к основному раунду, выиграли Президентский кубок — не будем забывать, что даже с учетом политики натурализации их ресурсы ограничены. А аргентинцы финишировали в том же диапазоне мест (17-я позиция), где чаще всего заканчивали и раньше. И попутно здорово пощипали европейцев: венгров, сербов, австрийцев.
Мне почему-то кажется, что бразильцы и египтяне утвердились в мировом гандболе в роли реальной силы. Это не значит, что они теперь будут претендовать на медали — о подобном говорить еще рано. Но обыгрывать сборные ниже классом, рубиться с топами и выдавать одну-две сенсации за турнир этим командам вполне по силам. Ведь и на трех предыдущих мировых форумах они выбирались из групп, местами давали бой фаворитам. То есть это уже как минимум не разовый всплеск.
С.Н. Хотя в целом — да, в мою скептически настроенную голову закралось убеждение: давний, во многом спорный, но упрямый курс Хассана Мустафы на подтягивание к Европе гандбольных окраин стал давать плоды. И вот вдруг президент ИГФ сам решает враз обнулить результаты этой работы, в очередной раз разбавляя элиту неумелой массовкой. Говорю о грядущем расширении формата чемпионата мира до 32 команд. Уверен, нам снова станет нестерпимо скучно в первую же неделю таких «саммитов глобалистов»…
С.М. Ну, глава ИГФ наверняка задумал подтянуть к Европе новую порцию гандбольных окраин. Дело хорошее. Герд Бутцек прав в том, что нужно осваивать рынки Китая и США, укоренять игру в этих странах. Но, как по мне, процесс не должен быть радикальным. И 32 команды на «мире» — это очевидный перебор…
А поворчать мы всегда готовы и по другим поводам. На турнире был недостаток, который требует отдельных слов. Это некая предопределенность результатов. Как зрителю мне не хватило интриги. На групповом этапе досрочно отобрались дальше по две команды из каждой группы, а обещавший много интересного спор за третьи путевки получился банальным сюжетно.
В основном раунде топовая группа 1 тоже ответила на главные вопросы заранее, а на последний тур остались только скандинавские разборки в группе 2. Казалось бы, оголенный нерв будет в «финале четырех». Но нет — «плюс 8», «плюс 9» от датчан…
Парадокс в том, что после возвращения к старой формуле турнира и при олимпийской подоплеке о подобных проблемах по идее мы не должны были даже заикаться.
С.Н. Ха, здесь есть тонкий нюанс — календарный. Ведомство Мустафы хронически «тормозит» по этой части. Хотя давно могло просто позаимствовать опыт офиса ЕГФ в Вене. А то, фактически переняв здравую идею группового формата основной стадии, в Базеле пролетели мимо ключевого принципа составления расписания.
На чемпионатах Европы сильнейшие команды «предвариловки» в основном раунде сталкиваются сразу же! Эффект прост: кто-то из фаворитов теряет очки, притапливается в таблице, и напряжение там держится, как правило, до последнего тура. Не бывает такого, чтобы матчи с афишами Франция — Хорватия или Германия — Испания становились, по сути, протокольной формальностью.
С.М. Немало говорилось на нынешнем турнире и о других минусах: подсвист немцам в матче с хорватами и не только, слишком большое количество игр и как следствие — обилие травм…
С.Н. В контексте обсуждения жесткого календаря, ставшего «травмоопасным» для игроков, хочу выделить интересный поворот. У нас на сайте на эту тему эмоционально высказались именитые эксперты — тренеры Талант Дуйшебаев и Сергей Бебешко. Здесь есть вроде как парадокс. В бытность классными игроками советской высшей лиги оба олимпийских чемпиона прошли потогонную практику туровой системы чемпионатов страны, когда при высочайшей конкуренции команды играли по пять-шесть матчей за шесть-семь дней!
Это было нормально. Никто не роптал. И травмы чередой не сыпались. Посему по идее здесь есть повод повернуть сетования в иное русло: слабаки, мол, им бы в наши времена…
Но топовые тренеры об этом не говорят, даже не вспоминают. Почему? Потому что для них очевидно, как далеко ушел гандбол в своем развитии за эти два-три десятка лет. Несерьезно даже сравнивать скорости, интенсивность игры, ее жесткость.
С.М. Ну а еще теперь они рассуждают с позиций клубных тренеров. И благоразумно пекутся о здоровье гандболистов, которым завтра играть на других фронтах под их руководством. Тому же Дуйшебаеву с чемпионата мира привезли «в подарок» травмы Лука Циндрич и сын Дани — а значит, у его «Виве» снова проблемы в задней линии.
В этом плане будет интересно проследить за переключением костяка датской сборной, отбегавшего по 6-8 часов игрового времени, на клубные дела. Случится ли физический и эмоциональный спад? Мне кажется, вероятность высока. Ведь тот феноменальный гандбол, понятно, потребовал огромных энергозатрат.
Кстати, центр образования ИГФ через месяц обещает выставить в открытом доступе полную статистику и объяснить датское чудо языком цифр. Но уже сейчас комитет по коучингу и методологии «поспойлерил» и сообщил кое-что интересное. На чемпионатах мира неуклонно растет процент реализованных атак: за восемь последних лет он улучшился на десять пунктов — с 48% до 58%. А у тех же датчан, к слову, показатель эффективности бросков на турнире составил космические 68%.
С.Н. Ну раз уж я вошел здесь в образ скептика-ворчуна, попробую его усугубить. Мне эти бодрые реляции ИГФовского теоретика Дитриха Шпете показались проповедью от лукавого.
Для начала хотелось бы понять, какой показатель реализации атак исследователи предполагают нормой. Или же идеалом, к какому надо стремиться. Может, ставится задача поднять эффективность бросков до стопроцентного абсолюта? Но понятно, в какую скуку обратится такая игра: мячик налево — мячик направо.
Или переиначу: главу комиссии по коучингу не волнуют такие игровые компоненты, как оборона, действия вратарей? По мне, так увеличение процентной доли голевых бросков — это не что иное, как пропорциональное ухудшение качества именно этих составляющих зрелища.
Почему-то думаю, что гандболу правильнее обходиться здесь без больших перекосов. И что для его здорового развития будет лучше, если к следующему чемпионату мира реализация атак не вырастет, а упадет соизмеримо с нынешним приростом. Вот это и будут гармония и прогресс — в диалектических единстве и борьбе противоположностей.
С.М. Самое интересное, что эта статистика не слишком сочетается со зрительными впечатлениями и с намечавшимся по ходу турнира трендом — преобладанием защиты над атакой. Хотя на излете чемпионата бравым датчанам оказались нипочем не только соперники, но и тенденции.
С.Н. Однако и при этом впечатлении, и при этой чудесной отчетной эффективности атак результативность победителя финала оказалась не выше, чем в трех таких матчах на пяти предыдущих турнирах. Или не выше, чем в большинстве из девяти финалов теперешнего века. Как-то странно считает рост эффективности гандбольный «госкомстат»…
С.М. На финише предыдущего такого разговора мы условились обсудить тренерскую тему и, в частности, коуча чемпионов. Датчанин Николай Якобсен видится мне крайне интересным персонажем.
У этого тренера необычный, местами даже отталкивающий образ. Стильный зачес, длинная, почти рэперская футболка, неизменная жвачка, часто надменный вид… Но во время турнира мы окончательно убедились, что это очень крепкий специалист. Работа тренера — всегда подводная часть айсберга. Однако, мне кажется, заслуга Якобсена в том, что мы увидели идеальную сборную Дании, очевидна. Ведь даже чтобы просто не мешать Хансену и компании, нужно обладать немалой мудростью.
Честно говоря, я рад, что результата в гандболе могут достигать не только тактические гики, но и такие вот плохие парни. Это делает игру разнообразнее и чуточку сложнее, расширяет границы познаний о ней.
Ну и как не коснуться нашей любимой темы совместительства? Оказывается, можно успешно управляться сразу на двух фронтах. И это тоже раздвигает рамки наших представлений. Хотя, понятно, что случай Якобсена — исключение из правила.
С.Н. Так и это тоже еще не факт. Тренерское совместительство — процесс, скажем так, разновекторной направленности. Поэтому в ближайшее время стоит с особым интересом понаблюдать, как пойдут после зимней «паузы сборных» дела у «рейнских львов». Кстати, не сказать ведь, что и до паузы они были ослепительно хороши…
Фото: ihf.info, rushandball.ru