Как закалялась сталь

Когда в 2006 году Владимир Коноплев, будучи на тот момент председателем Палаты представителей Национального собрания, возглавил Белорусскую федерацию гандбола, на счету этой организации лежало два с половиной доллара. Некогда славный вид спорта, лицом которого долгие годы являлся минский СКА и равных которому не было в мире, был банкротом не только в финансовом плане, но и в организационном, имиджевом: белорусский гандбол попросту умирал. Новому руководителю пришлось основательно взяться за гуж, ввести режим ручного управления, и процесс, что называется, пошел: авгиевы конюшни расчищались стремительно, бардак и безволие уступили место профессионализму, наш гандбол ожил и задышал. С тех пор случилось немало успехов и побед, а Владимир Николаевич продолжает руководить гандболом, прочно завоевав репутацию одного из самых успешных и эффективных глав спортивных федераций в стране.

За его плечами, как сейчас модно говорить, невероятный бэкграунд. Решись Владимир Коноплев на мемуары, книга наверняка стала бы бестселлером. Окончил Могилевский педагогический институт, где учился на параллельных курсах с будущим Президентом Беларуси, работал воспитателем и учителем в шкловской специализированной школе для слепых и слабовидящих детей, почти десять лет служил в МВД на должности инспектора по делам несовершеннолетних, являлся помощником Александра Лукашенко еще в бытность его народным депутатом Верховного Совета БССР, а затем долгое время трудился на высоких руководящих должностях в новой, поднимавшейся с колен Беларуси. В начале нынешнего года Владимиру Николаевичу исполнился 71 год, но он по-прежнему, как говорят в спорте, в большом порядке.

Года не беда

— Владимир Николаевич, есть такое выражение: с молодыми — молодеешь. Вокруг вас в Белорусской федерации гандбола, которую вы возглавляете вот уже почти два десятка лет и были недавно вновь переизбраны на новый срок, немало молодежи. А костяк минского СКА, который в этом чемпионате вернул себе звание лучшего клуба страны, спустя 23 года и вовсе составляют, образно говоря, ваши внучата. Вы чувствуете свой возраст?

— Вы это, надеюсь, без подвоха спрашиваете? (Смеется.) Знаете, ученые выявили закономерность: учителя, как правило, выглядят моложе своего возраста, так как постоянно работают с молодежью. Я по образованию учитель, и вы верно заметили: вокруг меня всегда много молодых людей. Не так давно Президент проводил совещание, на котором присутствовали руководители федераций игровых видов спорта, высшие должностные лица страны. Обращаясь к нам, Глава государства сказал, что со всеми присутствующими ему работать приятно. Значит, и со мной тоже. Меня это радует, потому что Президент не сильно обратил внимание на возраст. Теперь что касается команды СКА и моих, как вы выразились, внучат. Как руководитель федерации я не имею права отдавать предпочтение одной из команд. Если СКА встречается с «Мешков Брест», к примеру, я одинаково аплодирую обоим коллективам. Особенно игрокам, которые выступают за сборную Беларуси. Однако то, что в последние годы делает СКА, как работают в этой структуре, безусловно, заслуживает отдельных добрых слов. Руководство клуба, тренерский и административный штабы явились талантливыми наследниками тех славных традиций, которые заложил в свое время легендарный Спартак Миронович. Поэтому, отвечая на ваш вопрос комплексно, скажу так: с гандболом я только молодею, невзирая на длительность своего пребывания на посту главы БФГ.

Долгое время Владимир Коноплев был капитаном футбольной команды «11 плюс». Товарищеский поединок со сборной России, которую выводит на поле Борис Грызлов, собрал на стадионе «Динамо» тысячи зрителей.

— Нынешняя молодежь — какая она? Многие жалуются на нее, ворчат. Другие, наоборот, считают, что в основной своей массе подрастающее поколение бойкое, цепкое, цельное. А как думаете вы?

— За молодежью будущее. Мы передаем им свой опыт, а они наше лучшее продолжение. Молодежь всегда шагает на несколько шагов впереди.

Вы только посмотрите, какую замечательную команду слепил молодой тренер Дима Никуленков! Средний возраст чемпионского СКА — 21,4 года! А ведь гандбол — жесткий, мужской вид спорта.

Но ребята смогли, проявив моральные и волевые качества, обыграть опытную и очень мастеровитую команду «Мешков Брест». Средний возраст брестчан, к слову, 28,9! Мальчишки одолели 30‑летних мужиков! Вот это она и есть, наша молодежь.

«Играли в шашки, кто проигрывал — шел косить»

— Вы из поколения послевоенных детей. Каким вам запомнилось детство?

— Воспоминаний очень много, их никак не уместить в размеры газетного интервью. Деревни 1960‑х были полны молодежи, жизнь кипела. В том числе, конечно, и спортивная: я родился в деревне Акулинцы, но детство прошло в Сухарях. Детворы было столько, что мы собирали несколько футбольных команд, устраивали собственное первенство, проводили межсельсоветовские турниры по гандболу, волейболу… Одно время в нашей школе обучалось до 650 человек. Был великолепный преподавательский состав, очень многие из числа фронтовиков, так что учили они не только наукам, но и жизни. Знаете, когда перед тобой выступает человек, который прошел войну и на груди которого реальные боевые ордена, то слушаешь его раскрыв рот. Проходило много интересных мероприятий, в том числе и по военно-патриотическому воспитанию: ставили пьесы в школьном театре, в составе отряда красных следопытов, где меня избрали командиром, участвовали в движении «Никто не забыт, ничто не забыто» — вели раскопки. Прошли дорогой батальона Юрия Михайловича Двужильного, который во время Великой Отечественной войны героически защищал нашу землю, — его имя с тех пор носит наша школа в Сухарях.

С легендой белорусского гандбола Спартаком Мироновичем.

— Как вы учились?

— Отличником не был, скорее нормальным хорошистом. Я выраженный гуманитарий, а алгебру и прочие точные науки обычно списывал у своего друга Игоря Антонова, с которым мы сидели за последней партой. Любил, как и все мальчишки, физкультуру, очень нравились история, география. У нас был хороший класс, дружный. Я не был лидером, однако ребята ко мне тянулись, собирались у меня дома, где мы играли в шахматы и шашки, в карты и домино, разговаривали на любые темы.

— Говорят, что дети — продолжение своих родителей. Какие жизненные установки вы от них переняли?

— Благодарен родителям прежде всего за то, что они меня приучили к честному труду. Не помню, чтобы отец и мать когда-нибудь отдыхали.

Папа был человек открытый и справедливый. Его очень уважали и неоднократно избирали депутатом сельского Совета. Мама работала медсестрой и всегда брала полторы ставки, а еще ведь хозяйство!

Вскопать, прополоть, выкопать, корову накормить и подоить, со свиньями разобраться, овцами, курами, утками, кроликами… Дети без дела, конечно, тоже не сидели. Я был старший ребенок в семье, а потому и ответственность особая. Помню, когда младший брат немного подрос, мы с ним в шашки играли: кто проигрывал — шел траву кроликам косить. Родители дали мне очень много, в том числе и возможность учиться, достойно закончить школу, поступить в институт. Огромное им за это спасибо.

На трибуне Парламента.

Сильный от природы человек

— Известно, что в педагогическом институте вы учились с нашим Президентом на параллельных курсах. Помните те времена?

— Впервые будущего Президента, а на тот момент студента исторического факультета Александра Лукашенко я увидел, когда нас направили на строительные работы в гостиницу «Могилев». С девятого этажа нужно было выбрасывать строительные отходы. Мне врезалось в память, как здоровый, статный парень лихо подошел и поднял такой груз, который никто из нас не мог даже с места сдвинуть. Сразу обратил на него внимание. Я учился на геофаке, Александр Григорьевич — на историческом, наши курсы дружили. Ребята постарше часто устраивали дискуссии на всевозможные политические темы. Будущий Глава государства поступил в институт до службы в армии, а в студенческих политических дискуссиях не уступал тем, кто уже отслужил.

— Правда ли, что Александр Григорьевич был очень спортивным студентом?

— Между факультетами все время проводились соревнования, и Александр Лукашенко участвовал практически во всех. Особенно любил футбол, играл в гандбол. Его команда почти всегда занимала первые места и нас обыгрывала. Знаю, что в студенческие годы Александр Григорьевич в том числе занимался и борьбой — то ли классической, то ли дзюдо, и там у него тоже получалось очень удачно.

Я больше скажу: если бы наш Президент решил идти по спортивному направлению, то, не сомневаюсь в этом ни на секунду, стал бы олимпийским чемпионом. Он очень сильный от природы человек.

 

С Сергеем Рутенко – одним из лучших гандболистов нынешнего столетия.

Жена — лучший друг и соратник

— Вы жесткий руководитель?

— Я разный.

Все прекрасно знают мои требования, я не разъединяю коллектив, а всегда пытаюсь его сплотить. Не люблю, когда кто-то что-то делает за спиной, не терплю жадных и обманщиков.

Но понимаю, что человек не робот и у всех бывают сбои. Равно как никто не застрахован от ошибок. И я рад, что имею сегодня возможность работать с таким коллективом, который сложился у нас в гандбольной семье, благодарен, что они меня в работе поддерживают, слава богу, что мы все вместе и у нас многое получается.

— Позвольте высказать собственное наблюдение: вы очень искусно ведете заседания исполкомов БФГ, дипломатично разбираетесь с любыми, даже самыми острыми вопросами, и у вас очень тонкое чувство юмора. На какой литературе вы выросли?

— Тут скорее дело в жизненном опыте. Не забывайте, что я прошел большую политическую школу, практически 15 лет был в парламенте. На многие вещи стараюсь смотреть со стороны, под разными углами, где-то с юмором — все зависит от конкретной ситуации. Люди разные: кого-то нужно хлестко подстегнуть, кого-то, наоборот, ободрить добрым словом. А что до литературы, то в детстве у меня было две отдушины: спорт и библиотека. До седьмого класса я прочитал все книги о партизанах и пионерах-героях. Очень нравились произведения наших признанных классиков — Якуба Коласа и Янки Купалы. Зачитывался произведениями Александра Дюма, нравился Эмиль Золя… У меня жена — филолог, и мы всегда выписывали «Литературную газету», журналы «Новый мир» и «Иностранная литература», дома собрана великолепная библиотека. Сейчас мое хобби — это детективы. Но в вопросе чтения и литературы я никогда не сравнюсь со своей супругой, которая в год прочитывает гораздо больше книг.
                                                                       Всегда на острие атаки.

— А какой вы муж, отец, дедушка? Дарите ли цветы, делаете ли подарки?

— Подарки внукам выбирает всегда бабушка, но дарим мы их совместно. Вся семья всегда собирается вместе на Новый год и Пасху — это уже традиция. Ну и дни рождения, естественно.

Я очень благодарен своей жене за любовь и понимание, которые всегда меня окружали. Она была и остается моим главным другом и соратником, сама тянула очень тяжелый воз, будучи начальником управления по работе с детьми с особенностями психофизического развития. По всей стране при ее непосредственном участии созданы центры коррекционно-развивающего обучения.

И та работа, которая была сделана, имеет сегодня достойное продолжение. В далекие 1990‑е мы с супругой много работали и практически не видели детей. Я рад, что они не выросли бездельниками, получили высшее образование и заняли достойное место в современной жизни.

Беларусь — лучшее место на земле

— Доводилось немало слышать о ваших кулинарных талантах…

— Да, я очень хорошо готовлю. Шашлыками могу накормить, как и все, наверное, мужчины, умею очень вкусно пожарить картошку. Тут есть небольшой секрет, я ее готовлю на оливковом масле. Попробуйте.

— Сейчас в моде ПП (правильное питание), но как, скажите на милость, нормальному белорусу вместить в это самое ПП сало и картошку?

— Вы знаете, я никогда не придерживался правильного питания. Мы недавно ездили на Финал четырех SEHA-лиги мужской компанией. Сходили перед этим на рынок, купили балычка, «пальцем пиханой» колбаски, еще кое-каких вкусностей: в дороге, в гостинице нарежешь, на стол соберешь — лучше всяких ресторанов! А все это модное ПП не более чем рекламные фокусы.

— Как вы поддерживаете свою спортивную форму? Одно время, знаю, вы увлекались скандинавской ходьбой.

— Мы с женой были одними из первых в стране, кто занялся скандинавской ходьбой. Но тут все-таки нагрузка на суставы, а они у меня после занятий футболом и гандболом не очень хороши. Поэтому — плавание. И неторопливые, как я их называю, аристократические прогулки: руки за спину, плечики распрямил — и вперед. Недавно прошел так восемь с половиной километров и великолепно себя чувствовал.

Развитие детско-юношеского спорта — одна из приоритетных задач Белорусской федерации гандбола.

— Идеальный отдых для вас — это…

— Последние лет 30 приходилось все время быть на виду: постоянные встречи, вопросы, проблемы, разъезды… Поэтому сейчас отдыхаю в уединении.

Я не рыбак и не охотник, но очень люблю нашу родную природу. Убежден: лучше Беларуси места на земле нет.

Много езжу по стране, обожаю Браславские озера, Полесье — у нас огромное количество прекрасных мест. Вся Беларусь для меня — это очень уютный и милый сердцу уголок.

— И последнее: есть ли у вас мечта?

— Чтобы все были здоровы. Чтобы закончились наконец эти военные события и сборная Беларуси вернулась на международную арену. Но самая большая мечта для всех, чтобы было мирное небо над головой. И в этом плане хочется еще раз сказать огромное спасибо Президенту. Только благодаря его мудрости и выдержке Беларусь продолжает оставаться мирной и процветающей страной.

Автор: Сергей Канашиц, «СБ. Беларусь сегодня»

Фото: «СБ. Беларусь сегодня»