В конференц-зале столичного РЦОРа многолюдно. Три десятка детских тренеров из всех уголков гандбольной Беларуси приехали в Минск, чтобы познакомиться с новой системой гандбольной стандартизации. Лектор Международной академии гандбола Игорь Шестаков (Норвегия) по-европейски дружелюбен, лаконичен в высказываниях и понятен в формулировках. «Моя основная задача – дать Вам определённый объём знаний. И показать, что есть альтернативный вариант тому, чему Вас учили. Практически все тренеры Беларуси работают на основе советской системы подготовки. У Вас сформировался определенный стереотип. Я не предлагаю Вам практический опыт, опыта у Вас не занимать. Я предлагаю систему подготовки, в основе которой лежат фундаментальные теоретические знания. Но эта система будет жизнеспособной только во взаимодействии с детскими тренерами. Если у тренера нет желания, нет инициативы, то это заведомо проигрышное дело», —  объясняет Шестаков.

  Программа семинара довольна насыщенная. На протяжении четырех дней слушатели должны пройти теоретический и практический курс. В аудитории тренеры корпят над ноутбуками и внимательно слушают лектора. В зал они являются уже в игровой форме и на практике отрабатывают технические элементы. Планируется, что по окончании каждого курса семинара «учащиеся» будут сдавать тесты, а всего на протяжении года Игорь  Шестаков планирует посетить Минск 6 раз.

   Игорь Шестаков – о программе своего курса, о целях и задачах.

Начиная с 1992 г. я занимался тем, что создавал теоретическую базу. Весь свой тренерский опыт работы с различными возрастами я потратил на то, чтобы найти, апробировать и усовершенствовать  ключевые моменты своей методики.

  Что лежит в основе предлагаемой мною программы? Современная классификация техники полевого  игрока, как в нападении, и в защите, современная классификация тактики в нападении, и в защите. Собран регистр всех движений, который может использовать игрок  в соревновательной деятельности. Регистр движений необходим для того, чтобы обучить детей, и что более важно, прийти к единому стандарту. У каждого тренера имеется собственное представление о технике выполнения того или иного движения. Так вот, если нет стандарта, то каждый оппонент прав со своей  точки зрения. Но как только появляется стандарт—всё приводится к единому знаменателю.

  Даётся фотография этого движения, даётся его описание, приводятся наиболее встречающиеся ошибки при обучении. Таким образом, создается общее представление о выполнении этого движения. Создаётся стандарт. И вот теперь каждый тренер может вернуться к этому опыту и сказать—это правильно, а это неправильно. Если вы его примете—это будет ваш стандарт.

  Таким образом, сразу убирается большая проблема в коммуникации между тренерами. Плюс мы начинаем называть движение одним и тем же именем. Если у одного тренера техника мяча вращательная, то у другого тренера  она называется другим именем.   При этом, используя одни и те же термины, они совершают разные движения. Такая стандартизация всех движений позволяет отсечь ненужные дискуссии. Если вы это принимаете, то это ваш стандарт, и вся тренерская группа работает на основании этого стандарта.

  Как только эта система запустится, сюда можно будет добавить и систему контроля, и систему отбора, систему подготовки и переподготовки тренерского состава, систему лицензирования. Все основные функции будут являться дополнением к ней, обслугой к этой программе. Я предлагаю выстроить систему, логическую, последовательную систему с гарантией того, что игроки в 16—18 лет будут обладать комплексом тактических навыков, которые позволят им решать те задачи, которые будут ставить им тренеры национальной сборной…..

  Также я считаю, что тренер должен иметь право для своего собственного индивидуального развития. В программе предусмотрено создание большой базы из упражнений—рекомендованный тренировочный план. Если тренер считает, что какое-то упражнение можно заменить на более эффективное, то он может из банка данных изъять, таким образом создав собственный план-конспект.

  Я могу предложить  инструментарий, от того, как слушатели внедрят его в жизнь, будет зависеть результат. Я  могу дать стартовое начало.

 Моя задача состоит в том, чтобы за 2-3 года создать такие условия, чтобы по истечении этого срока тренеры могли работать автономно…