www.goals.by Павел Жегоцкий, Юлия Чепа (фото)
Минский СКА в последние годы не является лидером белорусского гандбола. Выигрыш командой Спартака Мироновича Кубка Беларуси в прошлом мае воспринялся как сенсация. Но имя столичного коллектива по-прежнему дорого многим. Корреспондент Goals.by проведал «армейцев», которые вчера стали обладателями главного трофея турнира на призы олимпийских чемпионов.
В Минске гостили представители России и Украины – «Пермские Медведи» и «Мотор» из Запорожья. Компанию им составляли как раз СКА и совсем юный «Аркатрон», ставший в итоге последним по итогам однокругового турнира. «Армейцы» же два первых дня прошли без поражений, равно как и «Мотор». Организаторы угадали с календарем: последний матч оказался на самом деле финальным.
И, знаете, зрелище получилось достойным официальных сражений. По ходу второго тайма перевес хозяев достигал семи мячей, однако к последней минуте сократился до одного. СКА заработал удаление, а вскоре — и семиметровый в ворота Ивана Мацкевича, героя того самого кубкового финала.
В этот раз Ваня не спас. Украинцы счет сравняли, повергнув в смятение организаторов. Победитель турнира был объявлен лишь через несколько минут. Им стал СКА.
Впрочем, результат предсезонного турнира — не так уж и важен. В этот период команды больше думают об отладке собственных действий. Хотя, например, лидер армейцев Борис Пуховский не прочь посчитать и трофеи.
— Еще сезон не начался, а у нас уже два кубка (еще один был выигран в Германии — Goals.by). У армейцев давно такого не было. И это ведь заразно! Думаю, будем и дальше продолжать. Ведь и собираемся для того, чтобы играть и побеждать. Готовы ли побороться за чемпионство? А почему бы и нет?
— После финальной сирены знали, что выиграли турнир?
— Когда был тайм-аут и мы вели с разницей в один мяч, Спартак Петрович сказал, что ничья нас устраивает, хоть и потребовал отстоять преимущество. Потом, правда, получилась ситуация, что свистнули вроде как тайм-аут, а оказалось, что время вышло. Даже судьи не поняли, что произошло. Из-за этого мы толком и порадоваться не успели.
Экс-динамовцев летом в СКА добавилось. Кроме Пуховского, это еще и Сергей Шилович…
Евгений Комаров…
и Александр Титов.
— Как себя чувствуете в новой-старой команде? – спрашиваем линейного.
— Все отлично. И в игровом плане, и по части отношения ко мне. Но и в «Динамо» было здорово. И тренеры ко мне хорошо относились, и ребята.
— В деньгах не потеряли?
— :). Нет.
— Межсезонье у СКА проходит очень успешно. А в чемпионате Беларуси намерены побороться с БГК и «Динамо»?
— Сражаться, безусловно, собираемся, но это будет очень сложно, что все прекрасно понимают. Зато игры наши будут интересными.
Денежный вопрос — не случаен. Казалось бы, переход из более состоятельного клуба в тот, что победнее, влечет за собой ухудшение материального положения игрока. И в конкретном случае есть разные мнения. Вот, например, комментарий директора СКА Павла Галкина.
— У ребят закончились контракты с «Динамо», которому они оказались не нужны. Не могу сказать, что мы сразу стали зазывать их к себе. Это была инициатива федерации, чтобы мы могли укрепиться и достойно представить страну на международных турнирах, и дать игровое пространство членам сборной. Они у нас находятся на площадке от звонка до звонка.
— Зарплату экс-динамовцам платит СКА?
— Мы им платим ровно столько же, сколько и другим лидерам. Пуховский получает столько же, сколько и Камышик, и Стрелец. Может быть, им оказывает финансовую помощь федерация, но этого я не знаю.
Глава БФГ Владимир Коноплев знает, безусловно, больше.
— Какова роль федерации гандбола в переходе гандболистов из «Динамо» в СКА? Говорят, это вы им платите зарплату.
— Все вопросы по их контрактам решены. Я нашел деньги, чтобы они получали достойную зарплату. Думаю, вы видели, как они отдавались игре. Значит, все хорошо.
Предъявить претензии по самоотдаче кому-то было действительно трудно.
Пуховский в СКА дольше остальных. В стан армейцев он перебрался еще в прошлом сезоне.
— Полгода в СКА — чем они вам оказались полезны?
— Больше работал над собой. Основная цель ведь не сделать суперкоманду СКА. Главное — помочь сборной, подвести игроков к ее матчам в оптимальной форме.
Заметны и изменения в имидже гандболиста.
— Не припомню вас с такой щетиной на лице…
— Воды не было дома :).
А вот Павел Галкин о целях на сезон, в отличие от главной звезды команды, говорит осторожно:
— В прошлом году мы ставили задачу пробиться в финал Кубка Беларуси и занять место не ниже третьего в чемпионате. Сегодня очень усилилось «Динамо» и БГК. Это серьезные клубы с приличным бюджетом, который нам и не снится. Говорить, что мы должны их «рвать», не могу. Нам надо научиться их обыгрывать. В прошлом году мы это делали. Но ведь от нас ушли к мешковцам Ушал и Князев. Это были ключевые игроки, тогда как молодежь наша не особенно еще подросла. Хорошо, что вернулись в родные пенаты Титов, Пуховский, Шилович, который когда-то тренировался в СКА. У них есть желание, и надеемся, это принесет результат.
Поделился мнением о перспективах команды Спартака Мироновича и Владимир Коноплев:
— Жизнь покажет, сумеют ли армейцы ввязаться в борьбу. Нужно понимать, кто пополнил «Динамо» и БГК. СКА — это будет национальная команда из белорусских игроков.
Второй тайм руководитель БФГ провел в компании Александра Тучкина – двукратного олимпийского чемпиона, созданного в лучшие годы СКА Спартаком Мироновичем.
Ныне Тучкин — президент клуба «Пермские Медведи», одного из участников турнира. Команда выступает в российской Суперлиге, в нее активно приглашаются белорусы. В прошлом сезоне за пермяков выступали вратарь Алексей Жук и разыгрывающий Евгений Семенов, этим летом туда же перебрался полусредний Дмитрий Чистобаев, который принадлежал СКА, но прошлый сезон провел в «Кангасе» из второго испанского дивизиона, став одним из лучших бомбардиров команды, добившейся повышения в классе. Впрочем, по экономическим соображениям экс-коллектив Чистобаева от места в лиге ASOBAL наверняка окажется. Не по карману ей оказался и трансфер белоруса.
СКА, кстати, тоже не жирует. Бюджет клуба остался на прежнем уровне, то есть «в десятки раз меньше, чем у БГК». Но от выступления в Кубке ЕГФ, который европейская федерация реформирует, чтобы сделать более престижным, армейцы отказались не по этому.
— Завоевав кубок страны, мы должны были участвовать в этом турнире, — поясняет Павел Галкин. — Но мы передали это право БГК. Это была просьба Мешкова и федерации гандбола. А когда подтвердили свое участие в Кубке вызова, родилась идея, что можно было участвовать и в другом турнире, более престижном. Посоветовались с тренерами. На тот момент мы еще не имели той укомплектованности, как сейчас. Непонятно было, уехал бы Пуховский или нет, остался бы Шилович? Я и сегодня с полной уверенностью не могу этого сказать. Вопрос не в контракте. Если ребятам предложат солидные деньги, как я смогу держать их на куцей зарплате?..
Получается, гандболисты, перешедшие из «Динамо», разменяли Лигу чемпионов на Кубок вызова — ныне третий по рангу клубный турнир континента.
— Ничего страшного, зато больше времени игрового буду иметь, — не унывает Александр Титов. — Да и с ребятами вместе — Боря, Шило… Сыграны с ними нормально.
— Будем находить свою мотивацию, — добавляет Борис Пуховский. — Мы все — взрослые ребята и понимали, зачем мы сюда идем. При большом желании каждый из нас мог пожертвовать чем-то и остаться в «Динамо», но мы сделали другой выбор. И я доволен тем духом команды, который обитает в СКА. Мы полностью взяли все в свои руки. Думаю, так и должно быть.
Был настроен на позитив по окончании турнира и Владимир Коноплев:
— Обычно говорят, что первый блин комом, но у нас вроде неплохо получилось. Мы довольны результатом СКА.
Среди зрителей едва ли не полным составом присутствовали гандболисты минского «Динамо».
После матча они тепло общались с теми, кто минутами ранее бегал по площадке. Знакомых у ребят полно и в СКА, и в «Моторе».
Вообще, трибуны были заполнены неплохо по меркам гандбольных матчей. Конечно, без привлечения солдат на один из секторов не обошлось. Увы, позабыты, похоже, еще недавние инициативы СКА с пиар-акциями. Помните?
— Увы, бюджет клуба не позволяет сегодня иметь специалиста, который мог бы помогать мне в этом вопросе, — отмечает Павел Галкин. — Но будем стараться что-то делать, задумки есть. У нас совсем ограниченный штат: нет зама по связям с общественностью, маркетолога. Приходится исполнять их обязанности директору, другим сотрудникам.
Павел Владимирович рассказал Goals.by еще много о чем: о готовности клуба к сезону, сборах в Германии, нежелании спонсоров пиариться и устаревших невозможности спортивных клубов зарабатывать.
— Насколько клуб готов к старту нового сезона?
— Участие команды в чемпионате Беларуси — это лишь вершина айсберга. У нас есть еще детская школа, куда предстоит отобрать пацанов, растить тех, кто есть. Сезон же начнется лишь 22 сентября. Положение чемпионата прописано так, что мы стартуем в нем немного позже. Начнем же с Кубка Балтики. Это новое игровое подспорье, другие команды — из Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии. Надеемся, это поможет нам в воспитании хороших спортсменов для национальной сборной. Мы принципиально не приглашаем легионеров.
— Сборы в Германии — накладное мероприятие?
— Там нас принимали бесплатно. Брэнд помогает. Договорился о турнире Георгий Свириденко. Определенную роль сыграл Юрий Шевцов. Там знают, что он — выходец из СКА и тренирует нашу сборную. Конечно, это пока не тот уровень, что во времена СССР. Я помню, в свое время мы проезжали тур по Франции, и меня как руководителя делегации в каждом городе принимал мэр. А ведь тогда французы еще мало что представляли из себя в гандболе.
— Как идет работа со спонсорами? Интересно еще и в связи с тем, что к 2015 году спортивные клубы должны выйти на 50 процентов окупаемости…
— Мне самому интересно, как это сделать. То, что я нахожу спонсоров — это не зарабатывание денег. Можно сказать, что их помощь идет опять таки от государства. Да, иногда случается встретить бизнесмена, который поможет. Нормальный вариант — рекламный контракт, когда человек скажет: пиарьте меня. Но я таких не знаю у нас. Часто бывает наоборот, когда говорят: я вам дам денег, но лучше не надо обо мне никому рассказывать. Если бы была своя материальная база — тогда еще можно было бы о чем-то думать. А ведь ее содержание тоже требует значительных трат. Тем более — объектов, которые изначально создавались непродуманно с точки зрения окупаемости. Я как в прошлом директор «Минск-Арены» очень много внимания на стадии проектирования уделял тому, чтобы все продумать по энергозатратам, по штату. Необходимо посадить сад, за которым легко ухаживать.
Возьмем спорткомплекс на Филимонова. Я задаюсь вопросом: почему здесь нет зрителей? И почему народ вообще не идет на гандбол? Из-за чего повалил болельщик на «Минск-Арену»? Там комфортно. Нашей молодежи прикольно побывать там и почувствовать себя частью Европы. Они гордятся тем, что у нас есть такое сооружение. Те, кто побывал на Западе, приезжают и говорят: наша арена лучше.
— Во дворце в Уручье началась наконец какая-нибудь работа?
— Да, реконструкция идет. Уже снимают кровлю — будут менять крышу, которая вышла за пределы допустимой нагрузки. Государство изыскало средства на ремонт комплекса.
— Теоретически можно создать там комфортную для болельщиков зону с развлечениями и торговлей?
— Не вникал глубоко в проект, прежде всего потому, что не смогу найти средства, чтобы заплатить за внесение в него изменений. Остается довольствоваться тем, что будет. Но поставил вопрос, что определенный минимум для удобства спортсменов должен быть. Вот на Филимонова нет даже прачечной! Ну как так? Ребятам после тренировки приходится, пардон, вонючую форму тащить домой через весь город. Спортсооружения строятся, но далеко не все в них продумано. Опять же: в РЦОРе нет буфета. На «Минск-Арене» можно и покушать, и пива попить. Здесь же банально нет места, чтобы поставить киоск и жарить шпикачки. У нас кроме всего прочего нет и культуры пития. Но… Когда мы строили «Минск-Арену», я был в Вильнюсе, где рассказали, что во время баскетбольного матча там выпивают 8 тонн пива. Представьте, какая это окупаемость арены! И я не видел, чтобы там кто-то валялся пьяный. Так и у нас на матчах КХЛ — чтобы народ не упился, там немаленькая цена. Но так живет вся Европа. Наши же проектировщики работают еще нормами далеких советских времен.